"ПОХМЕЛЬНЫЙ СИНДРОМ" СБОРНОЙ

Мы пытались в очередной раз убедить себя, что "вот теперь" в нашем футболе все пошло на лад. Не так давно четверть века возглавлявший отечественный футбол Вячеслав Колосков заявил: по его мнению, пора говорить о "большой европейской шестерке" футбольных чемпионатов. "Пятеркой" издавна считались первенства Италии, Испании, Англии, Германии и Франции. Однако нам, как выясняется, на деле по-прежнему до них далековато.

Настала пора новой переоценки ценностей. Для того чтобы российский футбол действительно стал котироваться в Европе и мире, предстоит проделать еще немалый путь. После матча со словаками в Братиславе наступило своего рода похмелье. Мы пытались уверить самих себя в том, что худшие времена прошли. Что, пусть и растеряв кучу очков на старте турнира, мы все-таки одолеем словаков, стыковые матчи пройдем на кураже, а уж к чемпионату мира команда наберет такую форму, что...
И ничего.
Именно этот "похмельный синдром", думается, привел к тому, что на дебютные встречи ЦСКА и "Локомотива" в групповом турнире Кубка УЕФА две столичные арены собрали менее половины ожидавшихся зрителей. Но не стоит пытаться объяснить поражения обладателя престижного европейского трофея и действующего чемпиона страны фактором недостаточной зрительской поддержки. Что армейцы, что железнодорожники уступили по игре. Как по игре не должен был выигрывать у португальского "Гимараиша" в Питере и "Зенит" - только там на стороне наших в кои-то веки оказались и везение, и симпатии рефери. Но, боюсь, уже в ближайших выездных поединках - в итальянском Палермо, голландском Херенвене и английском Болтоне - нас ждет мало приятного. И если питерцы еще могут позволить себе осечку, то для двух других участников европейской кампании два поражения на старте предельно осложнят задачу выхода в 1/16 финала. Так что, выясняется, и клубный наш футбол конкуренции на европейской арене не выдерживает, как и сборная.
После Братиславы Юрий Семин был предельно огорчен ничейным результатом, однако держался достойно, взял паузу для размышлений о собственном будущем. Его можно понять: тренер, полтора десятилетия ежедневно практиковавший в клубе, выстраивавший "от и до" игру нынешнего "Локомотива" (который после его ухода начал рушиться на глазах), явно тяготится "кабинетной" работой. Побывавший не так давно в российской столице великий француз Мишель Платини признался, что ни за что не стал бы работать с клубом, зато весьма комфортно чувствовал себя на посту наставника сборной. А заодно, кстати, напомнил огорченным хозяевам: перед тем, как в конце ХХ века выиграть все "золото" мира и Европы, Франция дважды не попадала на чемпионаты планеты. Но подросло поколение Зидана - и пришел триумф.
Наше новое поколение, поколение Акинфеева и Жиркова, Билялетдинова и Сычева, Аршавина и Кержакова также получит еще не один шанс заявить о себе. И для блага этих игроков очень бы хотелось, чтобы в сборной продолжил работу Семин - все-таки мало кто из российских специалистов умеет раскрывать лучшие качества футболистов так, как Юрий Павлович, профессионал высочайшей квалификации. Судя по всему, решение о собственном будущем для наставника оказалось непростым. Если вначале Семин собирался определиться за неделю, то затем взял паузу до конца октября. Понятно, что такой специалист не будет сидеть невостребованным, но, видимо, серьезное желание руководства Российского футбольного союза видеть его и в дальнейшем в качестве тренера главной команды страны заставляет Семина раз за разом взвешивать все "за" и "против".
Хотя президент РФС Виталий Мутко сразу после окончания матча в Братиславе заявил, что не имеет претензий к Семину, ситуация в данный момент выглядит неопределенной. Видимо, предполагая неизбежность перемен и считая, что опытный наставник не захочет провести почти год в ожидании ближайшего официального поединка, многие специалисты уже начали обсуждение возможного преемника, который в таком случае стал бы восьмым по счету главным тренером сборной России за 15 лет.
Одна из точек зрения - доверить национальную команду Александру Бородюку, работавшему помощником Газзаева, Ярцева и Семина. Он пользуется авторитетом среди игроков. А это качество очень важно для сборной. За столь короткий промежуток времени можно добиться чего-то серьезного только при очень хорошем взаимопонимании между тренером и его подопечными. Минус также ясен: Бородюк не имеет опыта самостоятельной работы - до прихода в сборную он помогал Александру Тарханову в "Крыльях Советов". Хотя, скажем, в Германии не побоялись доверить сборную Юргену Клинсманну, который после окончания карьеры и вовсе перебрался жить в США.
Другое дело, что и Семину (если он останется), и Бородюку (если тот действительно станет преемником), и гипотетическому иностранцу (тренеры калибра Фабио Капелло или Алекса Фергюсона к нам не поедут, а зарубежный середнячок, да еще не говорящий по-русски, ничего не добьется) придется обходиться тем составом, что ездил в Братиславу. С минимальными коррективами. Есть травмированный Сычев, можно отыскать пару-тройку человек, которых тренеры национальной команды в последнее время обходили вниманием. Но против фактов не пойдешь. Подсчитано, что в 16 клубах премьер-лиги на поле регулярно выходят лишь около 60 игроков с гражданством Российской Федерации. Около половины из них выступают за команды, скромный удел которых - борьба за выживание. Практически все оставшиеся за сборную если и не играли, то на сборы время от времени вызывались. Поэтому радовать в данной ситуации нас может только одно: твердость, не раз заявленная президентом РФС Виталием Мутко в своем стремлении ввести настоящий, а не фиктивный лимит на футболистов-иностранцев. Без этого шага сборную России, боюсь, скоро придется комплектовать из игроков первого дивизиона. Как это, кстати, уже во многом происходит с молодежной командой страны...