А все дело в том, что в вотчине "КрасЭйр" на маршруте Красноярск-Москва, который не намного длиннее рейса Томск-Москва, стоимость билетов вот уже сколько лет выше среднерыночных цен. Красноярские авиаторы одной рукой ратуют за развитие конкуренции в Томске, а другой стараются не пустить в Красноярск этих самых конкурентов.
Монополизм "КрасЭйр" очевиден для многих. Не так давно мэр Норильска В. Мельников направил министру транспорта Игорю Левитину письмо, в котором говорится: "В силу особенностей географического расположения региона вопросы транспортной инфраструктуры являются для города и региона вопросами первостепенной важности... В то же время непосредственно относящаяся к региону авиакомпания "Красноярские авиалинии"... не только самоустранилась от развития воздушного сообщения, но и целенаправленно препятствует другим перевозчикам осуществлять перевозки в/из настоящего региона".
По этому поводу жалуются во все инстанции и рядовые граждане. Так, Богдан Мак обращается в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта: "Я вынужден часто летать из Красноярска в Москву и думаю, что выражу общее мнение авиапассажиров края, если скажу, что у нас в Красноярске сложилась ненормальная ситуация. Авиакомпания "КрасЭйр", пользуясь своим фактически монопольным положением на этой линии, не пускает в подконтрольный ей аэропорт "Емельяново" никого из других перевозчиков... Поэтому у нас нет конкуренции, а есть лишь высокая стоимость билетов до Москвы, и нет возможности пользоваться услугами других авиакомпаний".
Думается, письмо это мало отличается от других подобных жалоб. Интересно, однако, какой на него поступил ответ от тогдашнего руководителя службы А. Нерадько. Из него следует, что правом эксплуатации воздушной линии Москва-Красноярск, кроме "Красноярских авиалиний" и подконтрольных им "Домодедовских авиалиний", обладают "Аэрофлот", "Сибирь" и "Трансаэро". Причем год назад "Аэрофлот" хотел предпринять очередную попытку начать полеты в Красноярск, но не получил разрешения аэропорта. С "Сибирью" минувшим летом обошлись еще круче. Сначала ей выдали все необходимые разрешения, но в последний момент Росавиация отказала компании в праве летать в Красноярск. Причина та же: аэропорт "Емельяново", мол, не в состоянии предоставить надлежащее обслуживание самолетам "Сибири".
Аэропорт "Емельяново", как легко догадаться, контролируется "КрасЭйр". Но что еще интереснее, в совете директоров авиакомпании два представителя Росавиации, а бывший на тот момент главой Росавиации Николай Шипиль по совместительству являлся еще и председателем совета директоров "Домодедовских авиалиний" - компании, подконтрольной "КрасЭйру".
Что же касается "Трансаэро", то однажды эта компания уже пыталась начать полеты в Красноярск, но оказалась не удачливее других. Теперь, как сообщается в ответе Б.Маку, в "Трансаэро", видимо, решили подождать, чем закончатся красноярские эксперименты других авиакомпаний, так как восстановление ее красноярского рейса здесь запланировано лишь на лето следующего года.
Во многом все будет зависеть от того, сбудется ли недавнее обещание красноярского губернатора Александра Хлопонина. Недавно он сообщил землякам радостную весть о том, что на рынок авиаперевозок Красноярска в ближайшее время придут известные авиакомпании - "Аэрофлот" и "Сибирь", которые составят конкуренцию местному перевозчику компании "КрасЭйр": "Аэрофлот" и авиакомпанию "Сибирь" я полностью поддерживаю, моя позиция не изменилась. У нас будет авиационный хаб, и к нам будут летать все, кто планирует это делать. Этот вопрос обсуждается на федеральном уровне. Мы будем работать с нормальным уровнем услуг и ценами, будем уходить от монополистов".
Впрочем, надо отметить, что это не первое подобное заявление Хлопонина. Правда, в этот раз надежду на успех вселяют результаты расследований, проведенных Федеральной антимонопольной службой.
А началось все, как часто у нас бывает, со скандала. Что такое монополизм "КрасЭйр", на собственном опыте познал заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов. Воспользовавшись услугами этой компании, он не без возмущения заявил, что "не может стоить билет от Москвы до Красноярска в авиакомпании со средним сервисом так же, как билет до США с более высоким сервисом". Борец с монополизмом пообещал компании "глубокую проверку". Заодно намечалось выяснить причины такого положения: "Если несколько попыток других авиакомпаний зайти на этот рынок провалились, необходимо понять, почему так происходит".
Проверка выявила, что все заявления о низкой пропускной способности аэропорта "Емельяново" не соответствуют действительности. Как утверждает Ространснадзор, итогом стало обращение к Федеральному агентству воздушного транспорта ("Росавиация") с требованием "незамедлительно привести свою деятельность в соответствие с действующим воздушным законодательством и принять меры по разрешению ситуации с обеспечением полетов в аэропорт Красноярск ("Емельяново") для всех авиакомпаний, имеющих соответствующие права".
Есть два фактора, которые позволяют надеяться, что данные требования будут выполнены, и красноярцы, так же, как и руководители их авиакомпании, смогут не на словах, а на деле познать пользу конкуренции. Во-первых, у Росавиации сменился руководитель. Во-вторых, правительство намерено отобрать у "КрасЭйр" аэропорт. Как сообщил недавно министр транспорта Игорь Левитин, уже до конца этого года планируется разделить авиационный и аэропортовый бизнес российских авиапредприятий. Среди крупных авиакомпаний, которые будут подвергнуты разделу, уже названы авиапредприятия Красноярска и Хабаровска. По мнению министра, это должно помочь правительству понять, "какие авиакомпании будут способны существовать самостоятельно, без аэропортов, чтобы конкурировать и быть заказчиком авиационной техники".
Таким образом, конкуренция в Красноярске нужна не только местным пассажирам, но и правительству. Значит, это дает шанс красноярцам на то, что они, как и томичи, смогут летать в столицу в два раза дешевле.