ИСТОРИЯ - ЭТО НЕ ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ ЧТО ПОЧЕРПНУТ СТАРШЕКЛАССНИКИ ИЗ НОВОГО УЧЕБНИКА?

После того как правительство подвергло сокрушительной критике учебники по новейшей отечественной истории, вышедшие в пору "смутных девяностых" и грешившие необъективностью, передергиванием фактов, а зачастую и просто дурным слогом, был объявлен конкурс на создание более совершенных пособий. Почти год спустя, перед началом нынешнего учебного года, стало известно, что на этом конкурсе победил и сразу же получил министерский гриф "Рекомендовано" учебник для 9-го и 11-го классов "История Отечества. ХХ век", написанный четырьмя учеными-историками. Один из них - Сергей Минаков, профессор Орловского государственного университета, автор нескольких трудов о советской военной элите двадцатых годов и книги о Тухачевском, - наш сегодняшний собеседник.

- Сергей Тимофеевич, много соперников было у вас на конкурсе?
- Рукописи с текстами новых учебников истории представили двадцать пять авторских коллективов. Причем сначала речь шла о трех призовых местах, потом решили определить только победителя. Не вдаваясь в подробности, могу лишь отметить, что не все смирились с нашей победой.
- Внутри вашей творческой группы были споры?
- Мои соавторы - кандидат педагогических наук Сергей Козленко, доктора исторических наук Никита Загладин и Юрий Петров - отличаются спокойствием и отсутствием избыточной амбициозности, это помогало в работе.
- Каким главным качеством, на ваш взгляд, должен обладать современный школьный учебник отечественной истории?
- Умным людям понятно, что без сильной государственности Россия не сможет развиваться. А государственному мышлению нужно учить, как говорится, с младых ногтей. Правительство и Совет Федерации не случайно в свое время обеспокоились уровнем преподавания истории в школе. Детям, коль скоро мы воспитываем из них граждан, следует прививать уважительное отношение к Отечеству, к его прошлому, каким бы оно ни было. Но вот парадокс: некоторые пособия, до сих пор используемые в школах, направлены против самого государства.
- Вам удалось избежать ошибок предшественников?
- Я далек от мысли, что мы сделали учебник, лучше которого быть не может. Старались. Общение с детьми, конечно, пригодилось. Ведь я работаю не только в университете, но и в школе. Могу судить о том, как ученики воспринимают то или иное пособие. Почему в советские времена репетиторство по истории было редкостью? Потому что школьная литература была очень хорошо методически отработана. Ребенок все понимал. Информация только тогда хорошо откладывается в сознании, когда есть хорошо очерченный рельеф исторического процесса.
- Наше общество по-прежнему расколото в оценках ключевых моментов отечественной истории. Какие идеи заложены в вашем труде?
- Действительно, революция завершилась давно, а вот с революционным сознанием мы до сих пор не распростились. Понятно, что общество неоднородно, но еще раз повторюсь: мы исходили из того, что учебник прежде всего должен воспитывать гражданина, уважающего прошлое своей страны. Все, что было в истории, любить трудно, но сознавать достоинство великой державы необходимо. Я всегда говорю студентам: первое, что нужно сделать, - это найти мужество признать прошлое страны своим и не пытаться втиснуть его в какие-то представления. Большая страна, большая история, многое драматично, трагично. И величие, и масса мерзостей - все это наше.
- Вашими глазами дети будут смотреть на такие противоречивые фигуры, как Ленин, Сталин. Кого они увидят?
- Великий и хороший - не одно и то же. В свое время о Наполеоне, вторгшемся в Россию, говорили как о мерзавце, а вот Пушкин гениально сказал: он мерзок, низок, но не так, как вы, а иначе. Мы, работая над учебником, исходили из того, что Ленин и Сталин оказали колоссальное воздействие на исторической процесс, причем не только в нашей стране. Важно и то, какие цели преследовались ими, каковы были мотивы их поступков. На сталинские репрессии глаза не закроешь, но вне Сталина невозможно, например, оценивать события войны. Думаю, не совсем верно и представление о Сталине как об изначальном злодее. Вряд ли он, оказавшись во главе государства, принимал заведомо пагубные решения, ведь это было равноценно самоубийству. С другой стороны, сколько найдется примеров, когда хороший человек принимает хорошие решения, а последствия оказываются катастрофическими...
- Писатель Михаил Осоргин оценивал большевиков как полуварваров-полуидеалистов. Вы согласны с ним?
- Да, это близко моим представлениям. Почему-то мало кто обращал внимание на тот факт, что Россия в начале двадцатого века - это молодая страна, половине населения было меньше 35 лет. Кровь бурлила. "Книжные гимназисты" имели упрощенное представление о решении социальных проблем, ведь у них не было ни семьи, ни работы. Десять миллионов людей с фронтов хлынули в страну. Большинство умели только стрелять. Вот и начали стрелять и палили до 1937 года и еще позже.
Желание быстро хвататься за оружие и разрешать проблему с помощью насилия... Вкус крови, который разбудил хищное свойство человеческой натуры... Если учтем эти обстоятельства, тогда станет понятно, что не просто прихоть отдельных лиц привела к братоубийству, но свою роль сыграла еще и предрасположенность общества на данный момент. Кто тут виноват? Русский человек, такой-сякой, нехороший? Да его поставили в ситуацию, когда кровожадность поощрялась. Винят вождей, но кто их выдвигал? Горбачев ведь не с луны свалился, а вырос в партийной среде. Сталин тоже был выдвинут единомышленниками. Петр Струве, антипод Ленина, говорил, что в России только одному человеку можно поставить памятник - Ленину, так как он пошел дальше и решительнее всех. Нужно понять, что революция решала те же "модернизационные" проблемы, но решала убийственными методами.
- В вашем учебнике есть раздел "История в лицах". В чем его смысл?
- История не безлика. В двадцатом веке общество было пронизано тоталитарной идеологией. Ее причины становятся яснее, когда мы представляем портрет личности. Дай иному человеку власть, и он, вчера еще тихий, превращается в диктатора, потому что теряет контроль со стороны других. Вспомните Чичерина. Аристократ, знавший множество языков, понимавший музыку. Но при этом человек нервный, неуравновешенный, и это не могло не сказываться на его поведении, когда получил возможность влиять на внешнюю политику государства. Тухачевский тоже был любителем музыки, но это не помешало ему жестоко подавлять крестьянские восстания. Нужно хорошо представлять нравственный фон, чтобы справедливо оценить личность. Чем объяснить то обстоятельство, что в среде белогвардейцев были распространены наркотики и часто случались самоубийства? Тем, что там было больше интеллигенции, а она еще до революции применяла наркотики для снятия стресса. Для красных были характерны пьянство, игра в карты. Не все расскажешь школьнику, но нужно хотя бы в мягкой форме показать, что эти явления присутствовали. При этом политического деятеля мы должны оценивать прежде всего по тому вкладу, который он внес в историю.
- По мнению авторов фильма "Спасти рядового Райана", мир от фашизма спасли американцы. Подобный голливудский взгляд на вторую мировую войну сегодня распространен и среди некоторых российских школьников. Что вы противопоставляете ему?
- Девятиклассникам показываем предвоенную картину, а одиннадцатиклассникам предлагаем более глубокое исследование причин войны. Почему Гитлер решил развязать ее именно в 1941 году? Его что-то провоцировало, и совокупность всех объективных и субъективных предпосылок нужно объяснить школьнику. Точно так же требуется растолковать роль идеологии для тогдашнего советского руководства. "Краткий курс истории ВКП (б)", конечно, тенденциозен, но эта пропаганда крепила патриотические настроения, пусть и обманом. Победа в Великой Отечественной войне сняла самые острые противоречия, порожденные в гражданскую войну. Не случайно значительная часть белой эмиграции в сороковые годы была на стороне Советского Союза. В книге мы даем сдержанные оценки, не закрывая глаза ни на поражения нашей армии в 1941 году, ни на победы в 1944-м. Школьник должен знать, что наши полководцы научились воевать не хуже немецких генералов. Был провал блицкрига под Москвой, был Сталинград. Умалить значение этих сражений невозможно.
- Первые 30 тысяч экземпляров учебника для девятого класса уже отпечатаны. Как отзываются о нем в школах?
- У меня были встречи с учителями в Орле, Краснодарском крае, Волгограде. Отзывы в основном благоприятные, некоторые регионы заказали многотысячные тиражи. Преподавателям импонирует то, что книга невелика по объему, что в ней дан бесспорный материал. Разве можно отрицать, что причины революции вовсе не в кознях группки злодеев? Такое утверждение просто оскорбительно для великой страны. В пособии отражены и нынешние дни России. Конечно, событиям 2002 года рано давать оценки, это еще процесс, а не история, но о войне в Чечне, о событиях в Буденновске учащиеся должны знать.
И вот что еще нужно привить нашим детям. Чувство, что мы - Россия. Мы существуем не одно столетие и не хотим говорить "в этой стране". Если сами не любим себя, если топчем свою историю, расплата приходит незамедлительно. Задумывались ли вы над тем, почему население нашей страны начинало расти после войн и репрессий? Потому что был социальный оптимизм. А сейчас он потерян, без него нации угрожает скрытое самоубийство.