ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ
Образовавшись в 1934 году, завод электромашин (ЗЭМ) стал разрабатывать и изготавливать стартеры для танковых двигателей. Война, соседство с ЧТЗ дали резкий рост производства, увеличился ассортимент выпускаемой продукции. В январе 1943 г. коллектив отмечен орденом Трудового Красного Знамени. Потом предприятие имело еще массу разных наград, почетных грамот и других регалий.
Ясно, что небольшой коллектив предприятия, имеющего развитую социальную базу, приличные заработки, комплектовался не "с улицы". Даже на рядовую рабочую должность можно было устроиться лишь по рекомендации. Люди гордились своим предприятием, берегли его доброе имя. Большинство работников имели в трудовой книжке лишь одну запись о приеме на работу.
Времена изменились. Пережив все негативные стороны конверсии военно-промышленного комплекса, завод возродился в виде ОАО "Электромашина". Кадровые работники как считали, так и продолжают считать предприятие своим.
В результате акционирования у коллектива осталось около 40 процентов акций предприятия. Другим крупным собственником стало государство, имея 25 процентов простых, 24 процента привилегированных и одну "золотую акцию", дающую право вето на любые решения акционеров.
В мае 1998 года акционеры избрали своим "генералом" молодого и, как они считали, перспективного Олега Бочкарева. Надо сказать, что Олег Иванович по образованию металлург.
Через три месяца после его избрания на пост генерального директора в стране грянул дефолт. Большинство иностранных заказов на поставку военной техники предусматривает оплату в долларовом эквиваленте. А тут "чудесным" образом "условная единица" резко скакнула вверх. Так, "Электромашина" получила в рублях доход во много раз более крупный, чем ожидалось. На этом капитале предприятие прекрасно просуществовало и 1999-й, и вступило в 2000-й, который почти весь прошел в ожидании крупного заказа по иностранному контракту. Контракт задерживался, а жить надо было сейчас. Впору было максимально сократить расходы. Вместо этого Бочкарев решил сыграть в политическую рулетку - он идет в депутаты Челябинского областного Законодательного собрания.
БЫЛА НА ЗАВОДЕ КОМАНДА
Состояла она из тех людей, на которые молодой директор всегда мог опереться. Специалисты высокого класса, они подставили ему свое плечо. При их непосредственном участии были выстроены взаимовыгодные партнерские отношения с "Курганмашзаводом", а позднее - с Уральским вагоностроительным заводом. Когда президент России Владимир Путин дал высокую оценку курганским БМП, челябинские специалисты восприняли это и как свою победу. Позднее, когда правительство Индии сделало выбор в пользу вооружения российскими танками, на "Электромашине" посчитали это и за свой успех. Предприятие было награждено знаменем, а работники получили от своего генерального директора благодарственные записи в трудовые книжки. Среди них - Александр Шиндяпин, Вадим Рябов, Татьяна Сакулина.
Александр Шиндяпин, коммерческий директор ОАО "Электромашина", считался на заводе вторым человеком после Бочкарева. Неоднократно заявлял Олег Иванович: "Когда уйду в политику, у вас останется Шиндяпин". Но в политику уйти не удалось.
- Когда на заводе падали зарплаты, люди увольнялись, не видя перспектив, когда остро не хватало средств на обновление производства, Бочкарев затеял дорогостоящую избирательную кампанию, - рассказывает председатель независимого профкома Алина Бакалова. - Деньги оказались потраченными впустую, а Олегу Ивановичу пришлось остаться на заводе.
Надо сказать, что Алина Васильевна - экономист, одна из тех, кто был с Бочкаревым в самые трудные дни. И она же - одна из тех управленцев, которые были уволены с предприятия или переведены на нижестоящие должности, подальше от финансовых документов. Именно в то время управленческий персонал завода почувствовал в действиях своего "генерала" некий подвох. Тем более что и расчетный счет предприятия почему-то был спешно переведен из челябинского банка в московский.
Объединившись в независимый профсоюз, заводчане потребовали от руководителя предоставления информации по кадровой политике, заработной плате, по наличию вакантных мест.
- При средней зарплате 3700 рублей поддерживающие Бочкарева заместители получают десятки тысяч, - с возмущением рассказывают работники "Электромашины". - Основные рабочие имеют 2-3 тысячи рублей заработка.
Потребовал независимый профсоюз и участия в работе по составлению коллективного договора. Но Бочкарев независимых признавать не захотел. Более того, члены профсоюза начали получать уведомления о предстоящем сокращении, а зарплаты многих из них урезались в 3-4 раза. Так постепенно генеральный директор "выдавил" с предприятия многих опытных специалистов.
Но те не сдались. Посчитав, что в сумме у них набирается 26 процентов акций и они являются крупными собственниками предприятия - потребовали проведения ревизии. Эти акционеры на свои деньги пригласили и независимых аудиторов. Но Олег Иванович их на предприятие не пустил.
ЧТО ОСТАНЕТСЯ ВПК?
В апреле этого года Челябинск посетил вице-премьер Илья Клебанов, подробно представив программу реструктуризации военно-промышленного комплекса. Из нее следовало, что правительство делает ставку на холдинги.
Вот здесь позиции противоборствующих на "Электромашине" сторон сходятся - холдинг нужен. Появилась даже светлая идея: к "полугосударственному" заводу присоединить два госпредприятия - СКБ "Ротор" и СКБ "Турбина", которые по правительственному плану реформирования ВПК должны акционироваться в 2002 году.
Казалось бы, вот она - позиция для примирения. Но, увы, красивая картинка имеет оборотную сторону. "Без изменения кадровой политики, без начала модернизации производства, без ясной финансовой картины мы не продвинемся в создании холдинга ни на шаг", - считают акционеры, составившие сегодня своего рода "независимое заводоуправление". Директор же делает вид, что не слышит их.
Возможно, акционеры несколько драматизируют ситуацию. Но сегодня они заявляют уже о том, что директор ведет завод к искусственному банкротству. Если акционеры верно разгадали замысел генерального директора, то, по их мнению, после банкротства "Электромашина" может быть приобретена некоей структурой, по сути, на собственные же деньги предприятия, видимо, аккумулированные директором в том самом московском банке.
Но это - из области прогнозов и предположений, хотя и обоснованных. Опаснее, что изношенное заводское оборудование, не получая обновления, скоро будет не в состоянии выполнить производственные задания. Налицо и кадровый дефицит.
Кстати сказать, уже год Олег Иванович руководит еще и ФГУП СКБ "Ротор", так сказать, одновременно совмещает должности в госслужбе и коммерции. Но и в СКБ опытные разработчики, ученые видят перспективы весьма туманно. Директор бюро по проектам Владимир Кодкин уже сейчас обеспокоен качеством выпускаемой продукции: что будет завтра?
- У Бочкарева может получиться холдинг, который потом долго надо будет "поднимать с колен", - замечает Шиндяпин. - А вот удастся ли поднять - большой вопрос. Практика ВПК показывает: успех в разработке и внедрении новых изделий может быть лишь там, где впереди идет наука, где производственным процессом руководит главный конструктор, а не коммерсант-менеджер. К сожалению, первоначально акционеры "Электромашины" ошиблись, приняв стремление Бочкарева к карьерному росту за талант руководителя. В итоге Олег Иванович стал тормозом для развития предприятия.
Опираясь на свои законные права, акционеры сейчас ведут работу по переизбранию генерального директора. Думается, у них это получится.
Три года Олег Бочкарев возглавляет "Электромашину" и на протяжении двух последних его постоянно сопровождают раздоры и скандалы. Дважды налоговой полицией он привлекался к уголовной ответственности за "уклонение от уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды". Дела были прекращены "вследствие изменения обстановки" и "в связи с деятельным раскаянием" лица, совершившего преступления. А заявление независимого профсоюза об ущемлении прав трудящихся рассматривается сейчас прокуратурой.
Несомненно, вся эта история может отразиться на престиже ВПК. Многим конкурентам из ближнего и дальнего зарубежья было бы выгодно, чтобы Россия оконфузилась в поставках вооружений на внешний рынок. Так что якорем на дно может пойти не только один небольшой завод...