- То, что я срочно приехал сюда, - это была наша инициатива, ибо волна террора у нас достигла критической точки - был убит один из моих коллег-министров. Решение нашего кабинета было единодушным - никакого возврата к тактике, когда меры борьбы с террором перемежались с различными политическими маневрами в надежде, что наши партнеры облагоразумятся. Мы предъявили ультиматум Арафату. Суть его в том, чтобы были распущены террористические организации, арестованы их руководители и исполнители терактов и переданы в руки наших органов правосудия. Мы решили подождать семь дней и провести разъяснительную работу, для чего, в частности, связались с российским правительством. И оно тут же откликнулось. Нам сказали: "Чем быстрее вы приедете, тем будет лучше".
Сразу после прилета у меня состоялась двухчасовая беседа с министром иностранных дел Игорем Ивановым. Цель визита - разъяснить ситуацию, объяснить необходимость принятых нами мер и создать обстановку международного давления на Арафата, ибо мы считаем, что его структуры и есть источник террора.
Чем меньше Арафат поддается этому давлению, тем большую роль придется играть нам самим. Мы не собираемся оккупировать ни одного квадратного сантиметра той территории, которую уже передали палестинцам. Во-первых, войска были введены в те районы, через которые проходят группы террористов. И до тех пор, пока Арафат с этим не борется, мы вынуждены контролировать их. И, во-вторых, некоторые из занятых районов - это местопребывание убийц или тех, кто их посылал, ареста и выдачи которых мы требуем. Это ограниченная акция, на очень ограниченное время. Мы надеемся увидеть результаты в самом ближайшем будущем.
Некоторые утверждают, что эти меры неадекватны. Мы объясняем, что действия должны быть пропорциональны результату. А результат - это подавить террор. Сегодня Америка четко представляет себе, что такое пропорциональный ответ. Она использует сотни самолетов, свои авианосцы и спецназ, чтобы справиться с террором, который докатился до Нью-Йорка. Если наши союзники на фоне операции в Афганистане хотят больше спокойствия на Ближнем Востоке, мы готовы им посильно помогать, но не за счет жизней наших детей и министров. Борьба с терроризмом во всех частях света неделима.
На днях российский посланник в регионе Андрей Вдовин, посланник ООН Тед Ларсен, эмиссар Евросоюза Мигель Моратинос и американский консул в Иерусалиме подписали меморандум, обращенный к Арафату, с требованием запретить к 25 октября террористические организации и арестовать террористов. Мы приветствовали это, хотя по собственному опыту знаем, что Арафат может обещать все что угодно, сказать, что всех пересажал в тюрьму, а потом выпустить их на свободу. Террористов необходимо предать суду.
Могу привести лишь два примера. Мы длительное время требовали ареста одного из руководителей арафатовской молодежной организации из Вифлеема, на руках которого кровь многих невинных людей. Арафат через представителя ООН клятвенно заверил нас, что тот задержан. Два дня спустя этот человек при неясных обстоятельствах погибает в результате взрыва своего автомобиля. Сразу же в его гибели обвинили Израиль, но мы возразили: как он мог свободно разъезжать в машине, если должен был сидеть в палестинской тюрьме? Другой пример. После теракта в дискотеке, когда погибло много молодых израильтян, мы сообщили Арафату имя того, кто послал террориста-самоубийцу. Арафат задержал его на несколько часов, а потом выпустил на волю. Мы неоднократно требовали его ареста и выдачи, но представители палестинской администрации говорили, что не могут его найти. Несколько дней назад этот человек был убит в своем доме в Калькилии, где спокойно проживал все это время. Вопрос: как спецслужбы Арафата не смогли отыскать отпетого убийцу у себя под носом?..
Если с террористической деятельностью будет покончено, мы полностью за то, чтобы наладить политический процесс переговоров. Мы считаем, что страдания палестинцев, экономические и другие, не добавляют стабильности. Без решения этого вопроса не достичь подлинного мира. Мы доказали, что готовы идти на политические уступки, которые, с точки зрения многих израильтян, представляют угрозу нашей безопасности. Тем не менее ради подлинного мира мы были готовы обсуждать самые разные вопросы. К сожалению, Арафат показал, что, во-первых, не заинтересован в обеспечении безопасности Израиля даже после подписания соответствующих соглашений, а, во-вторых, совершенно не заинтересован в прекращении страданий палестинцев. Для него это как бы питательная среда, которая помогает ему держать свой народ под контролем.
Я где только можно отстаиваю идею о необходимости нового "плана Маршалла" - плана экономической помощи палестинскому народу, в котором будут участвовать многие страны мира, включая Израиль, и который будет осуществляться не через Арафата. Нужно найти способ - через международные, американские, российские структуры (я сказал об этом Иванову, и он отнесся к этому положительно) с тем, чтобы вся эта помощь шла не на поддержку коррумпированного режима, который отнюдь не заинтересован в урегулировании, а на развитие транспорта, инфраструктуры, промышленности, сельского хозяйства, совместные экономические проекты в регионе. Арафат же все это тормозит. Кстати, деньги к нему поступают немалые - 200 миллионов долларов в год от Евросоюза и еще 30 миллионов ежемесячно от Израиля. Но все это приходит на личный счет Арафата. И это ошибка. К сожалению, и у нас, и на Западе немало людей считают: чем сильнее будет Арафат, тем лучше будет народу Палестины, тем короче путь к миру. На деле же - ровно наоборот. В этом плане, я думаю, есть серьезные перспективы нового взаимопонимания. Беседа с Ивановым это подтвердила.
Надо создать палестинцам много разных возможностей социально-экономического развития, и тогда они сами решат, как им быть. Сегодня они этих возможностей лишены и полностью зависят от Арафата, поскольку все деньги, все услуги, вся помощь, в том числе и военная, идут только через него. Надо "раскрывать" палестинское общество, что повысит ответственность его руководства перед своим народом, заставит делать все, чтобы народу было хорошо. И тогда это руководство станет реальным партнером. В мою бытность министром промышленности и торговли я предлагал палестинцам немало совместных проектов (понимая, что это поможет понизить политическое давление), но они неизменно отвергались, кроме тех случаев, когда в них большую долю имели члены семьи Арафата.
Параллельно с борьбой с терроризмом необходимо всем миром улучшать социально-экономическую жизнь палестинцев, при этом минуя подчиненные Арафату структуры. Тогда возникнут политические процессы, которые, безусловно, выведут на серьезные переговоры и на серьезные уступки, ибо будет с кем договариваться.