ЗАЧЕМ ОЛЕНЕВОДУ ИНТЕРНЕТ?

Перед российской экономикой стоит задача выхода на уровень высокоразвитых стран. Ее решение напрямую зависит от развития информатизации: современный бизнес невозможен без телекоммуникационных систем связи. Чтобы широко использовать информационные услуги во всех сферах (среди них - передача данных, Интернет, телемедицина, телеобучение, цифровое телевидение и т. д.), разработана программа "Электронная Россия", которая представлена на проходящей в Москве выставке "Инфокоммуникации России - XXI век", организованной Министерством связи РФ. Особый интерес вызвали телекоммуникационные разработки компании "Газком", осуществляющей корпоративную связь в Газпроме.На вопросы корреспондента "Труда" отвечает генеральный директор ОАО "Газком" Николай СЕВАСТЬЯНОВ.

- Николай Николаевич, как вы оцениваете потенциал нынешней выставки?
- На мой взгляд, она оказалась интересной. Я рад, что нас пригласили принять в ней участие. Компании есть что показать - ведь наряду с традиционными видами связи мы занимаемся развитием кабельной, радиорелейной, спутниковой, телекоммуникационной систем. Спутниковая связь у газовой компании появилась не так давно, в середине 90-х. Но за сравнительно небольшой период времени - с 1992 года "Газком" успел создать большое количество сетей для добывающих и буровых компаний, транспортировщиков топлива, для предприятий, занимающихся продажей газа ("Межрегионгаз" и его филиалы), для систем Газпромбанка.
- У вас, я слышала, десять телеканалов...
- Восемнадцать. Девять федеральных, шесть региональных, три - туркменских. Плюс три радиоканала. Но возможности для расширения информационных услуг возрастают. Два года назад мы запустили спутник "Ямал 100", разработанный "Газкомом" совместно с НПО "Энергия" имени С. П. Королева. "Ямал" стал как бы экспериментальным полем. Впервые в нашей стране были внедрены новые технологии в разных областях спутниковых систем. Благодаря смелым научным решениям мы смогли значительно повысить энергетику спутника по всей зоне обслуживания.
- Насколько велика эта зона?
- К ней относятся не только Россия, страны СНГ, но и Ближний и Дальний Восток, Китай... За полтора года мы практически полностью загрузили ресурс спутника "Ямал 100". Примерно половина его используется в интересах Газпрома, а другая часть идет на обеспечение потребностей внешних пользователей, среди которых "Ростелеком", "Востоктелеком", Министерство обороны, "Углетелеком", ряд зарубежных и отечественных компаний.
- То есть вы работаете не только на внутреннем, но и на международном рынке услуг связи?
- Конечно. И продолжаем развивать нашу орбитальную группировку в рамках Федеральной космической программы. Строим два спутника "Ямал 200". В конце следующего года собираемся отправить их на Байконур для запуска.
- А зачем вам еще два?
- Прежде всего чтобы расширить сеть информационных услуг и обеспечить орбитальное резервирование, что в отечественной практике применяется впервые. Первые два спутника будут обеспечивать в основном клиентов России и СНГ, а последний должен охватить, кроме российских пользователей, всю Европу и Азию. Он будет обеспечивать скоростные потоки Интернет из Европы в Азию.
- Чем "Ямал 200" отличается от "Ямала 100"?
- Он выполнен на новом технологическом уровне. Мы сумели увеличить пропускную способность одного "Ямала 200" втрое, другого - в три с половиной раза. К тому же высокая энергетика спутников позволяет в десять раз удешевить наземное оборудование и в 5 - 6 раз снизить эксплуатационные затраты. Сегодня мы совместно с Газпромом приступили к внедрению системы видеоконференцсвязи третьего поколения. В Газпроме связь подобного рода уже есть: здесь давно действует Центральное производственное диспетчерское управление газопроводами. Вот видите на экране ЦПДУ и всю газпромовскую магистральную систему? А они у себя на экране видят нас. Мы можем общаться. Новый проект видеоконференцсвязи позволит значительно удешевить затраты компании на организацию бизнеса. Можно, например, из Москвы проводить совещания, в которых будут участвовать все региональные подразделения. Вообще "Газком" участвует во всех проектах Газпрома, поскольку без высокого уровня информатизации компания такого масштаба не может строить эффективный бизнес.
- Какие возможности открывает спутниковая связь для регионов?
- Кроме традиционных услуг передачи данных, появляются широкие возможности для высокоскоростного доступа в Интернет и развития цифрового телевидения. По этим двум основным направлениям мы работаем в регионах России. Уже выиграли шесть тендеров и построили сети в Тюменской, Свердловской, Ростовской областях, Республике Коми. В ряде областей на базе спутников "Ямал" подали телевидение в каждую деревню, строим сеть Интернет. С будущего года начнем внедрять совершенно новую для России технологию под названием "дивиберсия", другими словами - "широкополосный доступ в Интернет". Считаю, что не только газ должен прийти в каждый сельский дом, но и каждая деревенская школа должна быть подключена к Интернету. Ведь информационное обучение и воспитание детей - это не только социальная, но и экономическая задача, поскольку от степени образованности сегодняшних школьников зависит их умение в дальнейшем поднять экономику страны.
- Ваши спутники называются "Ямал", как бы подчеркивая значимость региона, ставшего не только главной углеводородной базой страны, но и основой для развития спутниковой корпоративной связи Газпрома. Однако на недавнем Международном конгрессе CITOGIC'2001 в Салехарде подчеркивалось, что со связью в Ямало-Ненецком автономном округе пока просто беда...
- Это действительно так. Мы не только принимали участие в Конгрессе, но и до этого изучали положение в округе. Многие населенные пункты вообще не имеют никакой связи. Их надо присоединить к нормальной человеческой жизни. "Газкому" это по силам. Сегодня совместно с администрацией округа мы начали реализовывать проект, который завершим в следующем году. В итоге у ямальцев будут и телефон, и цифровое телевидение, и доступ в Интернет.
- Даже у оленевода в чуме среди тундры?
- Само собой. Возможности спутниковой связи так велики, что самые вроде бы фантастические предположения вполне осуществимы.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития спутниковой связи в России?
- Неограниченные. У нас огромные неиспользованные резервы: если, например, в Японии используется 350 спутниковых транспондеров, в США - 900, то в нашей стране всего 110. Даже в Бразилии, Индии их больше. А ведь для России с ее обширными территориями спутниковые телекоммуникации являются наиболее оптимальными. Конечно, важны все виды связи, но они будут "включаться" в работу постепенно, вслед за спутниками, которые позволяют быстро охватить страну информационной сетью, так как не требуют длительных сроков на развитие и больших капиталовложений у операторов на местах.