ПЕТЬКИНА ДУША НА РЫНКЕ ЗНАНИЙ

Наверное, не все еще знают, что в планах переустройства российской системы образования "детская

Наверное, не все еще знают, что в планах переустройства российской системы образования "детская душа" - это теперь и понятие экономическое. Выглядеть это должно примерно так. С родителями ребенка, поступающего в первый класс, администрация школы заключает договор. Деньги из бюджета будут выделяться школе строго по количеству таких договоров. При переводе ребенка в другую школу туда же будет перемещаться и договор (сертификат). Сторонники "подушевого" финансирования обещают, что таким образом выиграют учебные заведения с наиболее привлекательными программами и наиболее талантливыми учителями. То есть на "рынке знаний", или, иными словами говоря, "в сфере образовательных услуг" возникнет здоровая конкуренция, хорошие школы будут процветать, а плохие разорятся. К тому же согласно планам модернизации образования будет широко внедряться родительское "софинансирование". Рынок - это рынок. Какую-то часть "образовательных услуг" придется оплачивать.
На пресс-конференции, созванной Министерством образования РФ, представитель Высшей школы экономики Л. Якобсон объяснил, что все это направлено на то, чтобы адаптировать систему образования к новому состоянию общества. Школы могут и должны сами зарабатывать, надо только, чтобы эти заработки не облагались налогом.
- Требования образования настолько высоки, что мечтать о том, чтобы все это было покрыто из бюджета, не приходится, - сказала на этой пресс-конференции И. Хакамада. И далее пояснила, что разница между уровнем обучения в частных школах для богатых и где-нибудь в сельских школах - явление естественное. И надо установить для сельских школ минимум, который будет нормально финансироваться.
Я присутствовала на бурных обсуждениях концепции образования 1997 года в общественном совете, действующем при думском Комитете по образованию и науке, и на парламентских слушаниях в январе 1998 года. Тогда в сказку о возможности использовать "подушевое" финансирование в целях повышения качества образования никто не поверил. Кстати, сама идея такого финансирования зародилась когда-то в США, но там она не прошла. Нечто подобное существует только в Чили, но это ли образец для России!
И вот опять те же речи слышу при рассмотрении в правительстве программы развития России, подготовленной под руководством министра экономики Г.О. Грефа. Как будто не приводились убедительные аргументы против перехода на "подушевое" финансирование, непригодное в российских условиях, - достаточно вспомнить сельские малокомплектные школы. Как будто не предупреждали школьные учителя, профессора и преподаватели вузов, что принцип "софинансирования" противоречит Конституции, праву на бесплатное образование, в том числе и на бесплатное высшее - на конкурсной основе.
И вот вам еще пример. Правительство провело через Думу дополнения к Закону о государственных пособиях на детей. В результате малообеспеченные семьи потеряли право получать один минимальный оклад на покупку самого необходимого для школьника к 1 сентября. Меж тем во Франции школьник получает на полную экипировку полторы тысячи франков, чтобы "смягчить" социальное неравенство ребятишек. У нас же бесследно сгинул проект закона "Об учебном книгоиздании и обеспечении учебными изданиями", обсужденный и одобренный на парламентских слушаниях в Совете Федерации. А там было сказано: "Только при гарантированном обеспечении государством доступности учебных изданий для обучающихся будет действительно гарантировано для каждого право на обучение". Поясню, что речь идет об обеспечении учебниками школьных библиотек, где ими будут пользоваться многие годы, а не о бесплатных учебниках.
И еще. Мне пишут из Ярославской области, что в прежние годы дети из малообеспеченных семей получали бесплатное горячее питание по спискам, составленным педсоветом и родительским комитетом, а теперь родители вынуждены собирать справки. Три раза в год! Это и есть "адресная помощь" в реальном исполнении... Миллионы семей будут "посажены на справку". Сколько подростков лишь из-за этого могут бросить школу?