ТУПИК НАСИЛИЯ

Страсти на Святой земле кипят, кровь продолжает литься - в среднем пять убитых и около 20 раненых за день, причем почти все палестинцы. И конца края этому пока не видно. Тель-Авив громыхает военной техникой, готовясь дать отпор по всему периметру, хотя после общеарабского саммита в Каире вероятность полномасштабной войны в регионе практически ничтожна. Израильские подразделения воюют в основном с забрасывающими их камнями палестинскими подростками.

Ясно одно - мирный процесс в регионе отброшен назад и возродить его будет весьма не просто. Кто же от всего этого выиграл? Палестинский народ, который борется за создание своего государства на своей земле? Видимо, нет. Безопасность Израиля, который, как считают многие его граждане, включает в себя и "территории" - так там называют Западный берег и сектор Газа? Тоже нет, ведь "территории" - это не "эрец Исраэль" (земля Израиля). Другое дело, что вопреки известным резолюциям СБ ООН 242 и 338, обязывающим Израиль уйти с этих территорий (так называемые резолюции "мир в обмен на землю"), там создано около 120 поселений почти с двумя сотнями тысяч евреев-поселенцев. Вот их безопасности происходящее явно угрожает, но они-то не виноваты - им никто так толком и не объяснил, что земля эта чужая и покоя тут не найти.
Впрочем, неразрешимых проблем нет. Даже проблему еврейских поселений, как и проблему Восточного Иерусалима можно было бы решить миром, путем разумного компромисса. Скажем (звучат такие предложения), после ухода Израиля на границы 1967 года Старый город (часть Восточного Иерусалима) со святынями трех религий приобретает международный статус под эгидой ООН, обеспечивающий полную свободу доступа верующим. Восточный Иерусалим становится столицей Палестинского государства. Часть еврейских поселений демонтируется (многие из них и создавались как военные форпосты), а часть подпадает под палестинскую юрисдикцию, но при условии беспрепятственного сообщения с Израилем. Некоторая часть палестинских беженцев возвращается к родным местам (в том же Израиле), а другая получает значительную компенсацию...
И все это не утопия, нужна лишь обстановка доверия и спокойствия, когда значительная часть населения и Израиля, и будущего Палестинского государства будет кровно заинтересована во взаимовыгодном партнерстве. Кстати, стороны были не так уж далеки от такого компромисса в Кэмп-Дэвиде. Но общественное мнение с обеих сторон оказалось не готовым к нему, и на этом беззастенчиво сыграли национал-радикалы. Сейчас же разделительные рвы не засыпаются, а углубляются.
Провал мирного процесса выгоден только экстремистам-стервятникам с той и другой стороны, которые буквально кормятся на насилии. Однако в конечном счете альтернативы переговорам и компромиссу нет. Насилие ведет в глухой тупик. Главное сейчас - усилиями мирового сообщества прекратить бессмысленное кровопролитие в регионе, может быть, с помощью посылки туда ооновских миротворцев. А затем - возобновление переговоров в новом формате с участием всех заинтересованных сторон, в том числе и России как одного из двух (наряду с США) спонсоров мирного процесса. По признанию обеих сторон, у Москвы есть возможности и влияние, чтобы способствовать урегулированию на Ближнем Востоке. И Владимир Путин в телефонных разговорах с израильским премьером Эхудом Бараком и палестинским лидером Ясиром Арафатом подтвердил готовность России играть такую роль.