"ВОСТОК" В ЗОНЕ ПОРАЖЕНИЯ

Руслана Ямадаева по одной из версий, киллер мог перепутать с его братом Сулимом - командиром знаменитого чеченского батальона "Восток", судьба которого сейчас висит на волоске. До сих пор неясно, уволил министр обороны комбата или нет ("Труд" неоднократно писал об этой истории). Бойцы батальона, с которыми за несколько дней до своей гибели Руслан Ямадаев познакомил корреспондента "Труда", утверждают, что Сулим по-прежнему их командир. При этом его местонахождение неизвестно, поскольку он тоже опасается за свою жизнь.

Часть бойцов "Востока" после войны с Грузией разъехались в отпуска. Небольшая группа офицеров и сержантов во главе с заместителем комбата майором Хамзатом Гайрбековым отправилась в ближнее Подмосковье, где и находится по сей день. Там мы и встретились (название города меня просили не называть).
Остановились бойцы в элитном, недавно построенном доме, в богато обставленной пятикомнатной квартире. Сказали, что она принадлежит их земляку-бизнесмену. Но сейчас квартира больше напоминает что-то среднее между штабом и военным общежитием: на столах разложены мини-радиостанции Kenwood, куча служебной документации, прихожая заставлена обувью. В домашней обстановке, в спортивных костюмах и в тапочках суровые спецназовцы выглядят вполне мирно. Их человек пять-шесть, все средних лет.
ЕСЛИ ТЫ НЕ БАРАН В ПОГОНАХ
В квартире чеченская речь звучала редко, в батальоне ведь служат не только чеченцы. Полтора десятка из его состава - русские. Это сержанты-контрактники. 30-летний Анатолий представился как замкомандира группы специального назначения. В "Востоке" с 2003 года, до этого был сержантом-контрактником в обычном разведбате. К чеченцам напросился сам, причем, по его словам, пришлось выдержать огромный конкурс.
- "Восток" отличается от остальных подразделений Российской армии только тем, что в нем нет присущего обычным подразделениям долбо... - Анатолий пытается подобрать эквивалент, но машет рукой. Он утверждает, что находить общий язык с чеченцами "даже проще, чем с некоторыми русскими".
- Если чеченец убедится, что ты по-настоящему командир, а не баран в погонах, он будет делать все, что ему скажешь. И в бою прикроет, и плац подметет, - говорит сержант.
Фамилию свою он не назвал:
- У нас это не принято. В основном радиопозывные: "Снайпер", "Ураган", "Ганс", "Бурят"...
"СУЛИМ КУПИЛ, СУЛИМ ПОСТРОИЛ..."
Отдых в Подмосковье - сугубо деловой.
- Сулим дал денег, чтобы мы купили в Москве специально выпущенные медали, "За принуждение к миру" называются, - рассказал майор Хамзат Гайрбеков. - Это не государственные награды, а от какой-то общественной организации. Но нам все равно.
Сулим финансировал не только покупку медалей. Разложенные на столе импортные радиостанции тоже куплены им. При этом бойцы утверждают, что легковые автомобили, на которых "восточники" для маскировки выезжают на задания, тоже куплены им на деньги другого брата - Исы Ямадаева. У него строительный бизнес, он миллионер, но этим летом бизнесмен стал командиром 5-й роты "Востока".
ГЕНЕРАЛЬСКОЕ МОЛЧАНИЕ
Хамзата показывали в одном из телерепортажей из Южной Осетии. Это крепкий 42-летний мужчина с большой рыжеватой бородой. В боевой амуниции вид у него устрашающий. В советское время Хамзат был милиционером, командовал ротой патрульно-постовой службы в Шелковском районе Чечено-Ингушской АССР. Когда в республике стали верховодить ваххабиты, в 1998 году вместе с братьями Ямадаевыми перешел на сторону федеральных сил. Из таких вот людей впоследствии и образовался батальон "Восток". До недавнего времени Хамзат был в нем начальником разведки.
На самом деле Хамзату и другим бойцам медали, за которыми они якобы сейчас и приехали из Чечни, не особенно-то и нужны. Просто надо было оказаться поближе к Москве, вернее к своему командиру, который большую часть времени сейчас проводит в столице.
- Непонятно, почему Мин-обороны молчит в ответ на слухи о его увольнении,- говорит Хамзат. - Они же ни да ни нет не говорят.
Ямадаев для подчиненных больше чем командир. Они так прямо и говорят: не будет Сулима, не будет и "Востока", разойдемся кто куда. Смысла в жизни, говорят, для них уже не будет.
Бойцы часами просиживают у ноутбуков, отслеживая все, что появляется в интернете об их батальоне. Они относятся к этому как к сбору разведданных.
- Смотрите, что "Красная звезда" о нас написала: в Южную Осетию вошли добровольцы из соседних республик. Это мы-то добровольцы?! - возмущается Хамзат. - Мы - штатное подразделение 291-го полка 42-й мотострелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. И действуем только по приказу.
По приказу... Эта фраза имеет для ямадаевцев просто какой-то сокровенный смысл. Дело в том, что в Чечне есть только два национальных воинских формирования, неподконтрольных президенту республики Рамзану Кадырову. Это батальоны Минобороны России "Восток" и "Запад". Все их бойцы - военнослужащие Российской армии, и как раз это, по мнению экспертов, якобы и не устраивает Кадырова: его власть получается какой-то неполной.
ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ
- Они не всегда конфликтовали, - рассказывают ямадаевцы. - Сулим и Рамзан принадлежат к одному тейпу Беной, вместе в свое время выступили против ваххабитов. Пока был жив отец Рамзана Ахмат-Хаджи, "Восток" никто не трогал. Все изменилось, когда Рамзан стал президентом. Он начал окружать себя амнистированными бандитами, которые сдались только после второй военной кампании. Вчера мы их гоняли по горам, а сегодня они составляют костяк службы безопасности Рамзана. Их снова вооружили. Это они настраивают президента против Сулима.
Первый серьезный конфликт между Героями произошел весной 2005 года после жесткой зачистки, якобы проведенной "Востоком" в станице Бородзиновской, где живут аварцы. Тогда президент Кадыров предложил распустить батальон, но дело ограничилось тем, что командир взвода Мухади Азиев получил условный срок за превышение полномочий.
14 апреля 2008 года произошел еще один громкий инцидент: бойцы "Востока" во главе с братом комбата Бадрудином Ямадаевым не уступили дорогу кортежу Кадырова. Стрельбы не случилось из-за личного вмешательства Кадырова.
После этого Сулима Ямадаева обвинили в причастности к давнему убийству какого-то чеченца, завели уголовное дело и объявили в розыск (с розыска сняли после того, как он 9 августа объявился в Южной Осетии). Одновременно уголовное дело возбудили против младшего из братьев Ямадаевых Бадрудина якобы за похищение людей в 2007 году. Тогда же 146 рядовых бойцов "Востока" заявили о нежелании служить под началом Сулима.
- Мы самое эффективное подразделение Российской армии по борьбе с главарями террористического подполья на Северном Кавказе. Вот о чем надо задуматься, а не уничтожать батальон, - считает Хамзат. - У нас 108 человек погибли, еще 165 человек получили ранения и увечья. И это при том, что численность батальона до лета этого года была всего 526 человек. Сейчас сократили до 339. На Сулима, пока он командует нами, было совершено 12 покушений, 10 раз его пытались подорвать, у него 8 ранений. А в Южной Осетии!.. Мы же первыми вошли в Цхинвал и гнали грузин до самого Гори.
- А поддержку Минобороны ощущаете? - спрашиваю Хамзата.
- Так там ведь тоже разные генералы,- пожимает он плечами.
Например, командир дислоцированной в Ханкале 42-й дивизии (в нее входит "Восток") генерал-майор Сергей Миненков, по данным ямадаевцев, получил в подарок от Кадырова два джипа. "Так кого он будет поддерживать?" - спрашивают бойцы.
досье
ЧТО ТАКОЕ БАТАЛЬОН "ВОСТОК"
Батальон "Восток" сформирован в конце 2003 года. Раньше это была рота особого назначения, которой командовал Джабраил Ямадаев. После того как он погиб в Ведено при взрыве мины-ловушки, установленной боевиками Басаева, роту преобразовали в батальон, во главе которого стал брат Джабраила Сулим. В ичкерийской армии он был бригадным генералом, держал Гудермеский фронт, но в 1998 году вместе с Джабраилом и старшим из братьев Ямадаевых Русланом выступил против ваххабитов и перешел на сторону федеральных сил. Во время второй чеченской кампании они сдали Гудермес без боя группировке российских войск, которой командовал генерал Геннадий Трошев.
В 2004 году Героями России стали Руслан и Джабраил Ямадаевы (последний посмертно), год спустя этого звания удостоен Сулим. Батальон входит в 42-ю дивизию, но находится в оперативном подчинении Главного разведуправления Генштаба. Основное назначение - борьба с главарями незаконных воинских формирований в горных районах Чечни. Среди самых крупных акций "Востока" - уничтожение в 2004 году в селе Тазен-Кала преемника Хаттаба и главного финансиста ваххабитов, профессионального диверсанта из Саудовской Аравии Абу аль-Валида.
С 2007 года два взвода ямадаевцев попеременно несли службу на миротворческих постах в Южной Осетии - на высоте Паук и близ села Эредви. Батальон отличился в военной операции по принуждению Грузии к миру. При этом были ранены четыре человека, двое из них тяжело.
Основная база - в Гудермесе, еще две - в Ведено и Курчалое.
неофициально
И УВОЛЬНЯТЬ НЕЛЬЗЯ, И ОСТАВЛЯТЬ ОПАСНО
В Минобороны согласились прокомментировать ситуацию с "Востоком" только на конфиденциальных условиях.
"Генерал Миненков, - рассказал один из не самых последних людей в МО, - действительно получил подарки от президента Чечни. Но он не мог от них отказаться - по кавказским обычаям это означало бы нанести обиду. Вопрос с джипами согласован с вышестоящими начальниками. Что же касается самого батальона, то это самое лучшее по боевой подготовке подразделение в Вооруженных силах. "Восток" расформировывать не будут, а вот с его командиром все намного сложнее. Он человек непростой, конфликтный, к тому же на него заведено уголовное дело. Если бы он нашел общий язык с Кадыровым, не было бы никаких проблем. Без него батальон точно развалится".
В Минобороны вспомнили один печальный пример. В 2006 году в Москве чеченские милиционеры застрелили командира спецроты ФСБ "Горец" Мовлади Байсарова. По официальной версии, он находился в розыске по уголовному делу и при задержании оказал сопротивление. По неофициальной - он тоже конфликтовал с Кадыровым.
слово президента
"Я НЕ ОРУДИЕ ДЛЯ СВЕДЕНИЯ СЧЕТОВ"
Накануне убийства Руслана Ямадаева президент Чеченской республики Рамзан Кадыров дал небольшое интервью "Труду", в котором высказал свое мнение о батальоне "Восток", о его командире Сулиме Ямадаеве, с которым киллеры могли перепутать Руслана, и в целом о братьях Ямадаевых.
- Как Вы оцениваете деятельность "Востока" и личность его командира Сулима Ямадаева?
- Батальон проявил себя как слаженная боевая единица. Он выполнял боевую задачу в горах, участвовал в спец-операциях, нес потери. В августе этого года бойцы батальона участвовали в освобождении Цхинвала, на их счету миротворческая миссия в Ливане.
Другое дело Сулим Ямадаев. Этот человек обвиняется во множестве преступлений, причем не мной, а соответствующими органами. Об этом не раз заявлялось и в СМИ.
Брат Сулима Бадрудин, казалось бы, по приговору суда должен отбывать 12 лет заключения в местах не столь отдаленных, но вместо этого командует группой бойцов батальона. Такие факты, по моему мнению, недопустимы. Мнение, сложившееся об этих людях, бросает тень на весь батальон. Если мы строим правовое общество с верховенством закона, то закон должен быть обязателен для всех, независимо от званий и регалий.
- Верны ли утверждения в некоторых СМИ, что в президентской службе безопасности сейчас много амнистированных бывших боевиков, которые сводят какие-то давние счеты с Сулимом Ямадаевым и настраивают против него президента республики?
- Я говорил уже много раз, но мне все время приходится повторять: нет конфликта между Кадыровым и Ямадаевым! Есть закон и требование закона соблюдать Конституцию и правовые нормы. Здесь нет каких-то лагерей противостояния с натравливанием и науськиванием.
А что касается "амнистированных бывших боевиков"... За годы проведения контртеррористической операции в республике сложили оружие более 7000 человек. Эти люди сегодня трудятся в сельском хозяйстве, на строительных площадках, в органах власти, в МВД. Ну и что с того? Разве плохо? Это чьи-то спасенные жизни и предотвращенные преступления.
К слову, братья Ямадаевы тоже из числа "бывших". Так что вопрос в какой-то мере даже и неуместен. Нет у меня никаких личных счетов с ними. Повторюсь, к ним есть счет у закона. А по большому счету, есть к ним счет и у тех, кто стал жертвой этих преступлений. Но, опять же подчеркну, я не стану орудием сведения этих счетов. Все мои полномочия очерчены рамками закона, и только этого я требую и от остальных.
Приговор
12 ЛЕТ - НЕ СРОК
В мае 2003 года Мосгорсуд приговорил к 12 годам заключения Бадрудина Ямадаева. Согласно приговору летом 2000 года, выполняя заказ одной предпринимательницы, он покушался на жизнь заместителя главного санитарного врача Москвы Александра Мельникова, ранив его из пистолета. Через год Бадрудин совершил вооруженный налет на магазин "Кундум", похитив 24 тысячи рублей. Отбывать наказание Ямадаева отправили в Чечню, где он очень быстро оказался на свободе.