ЧИСТО "ВОСТОЧНОЕ" УБИЙСТВО

Следствие по делу об убийстве бывшего депутата Госдумы Руслана Ямадаева, расстрелянного в центре Москвы в среду вечером, отрабатывает несколько версий этого преступления: месть боевиков или кровников, бизнес-разборки и ошибка киллера.

47-летний Герой России Руслан Ямадаев и его младший брат, командир спецбатальона "Восток" Сулим, считались наиболее влиятельными фигурами из оппозиции президенту Чечни Рамзану Кадырову. В среду Руслана Ямадаева расстреляли на Смоленской набережной у дома N10 недалеко от Дома правительства. К остановившемуся на светофоре "Мерседесу" подошел неизвестный и через открытое окно выстрелил из пистолета. Находившийся за рулем Ямадаев погиб на месте, сидевший рядом его друг, бывший комендант Чечни генерал-полковник Сергей Кизюн, тяжело ранен.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ И ЕГО КОМЕНДАНТ
Руслан Ямадаев родился в Гудермесе и был старшим из шестерых братьев (остальные - Муса, Джабраил, Сулим, Иса, Бадрудин). В первую чеченскую войну был бригадным генералом армии Ичкерии, но в 1997-м вместе с братьями Джабраилом и Сулимом примкнул к муфтию Чечни Ахмату-хаджи Кадырову, вставшему в оппозицию к сепаратистам. Они выгнали ваххабитов из Гудермеса и перешли на сторону федеральных сил. В 2001-2002 годах Руслан в звании полковника занимал должность заместителя военного коменданта республики. В 2003 году был избран в Госдуму от "Единой России". В 2007 году в новый состав Думы не вошел. У него осталось пятеро детей.
52-летний Сергей Кизюн в 2001-2002 годах был военным комендантом Чечни, потом стал первым замначальника главного штаба Сухопутных войск, затем начальником штаба Ленинградского военного округа. В настоящее время в отставке. В последнее время часто появлялся в компании с Русланом Ямадаевым.
БРАТ ЗА БРАТА
По некоторым данным, у бывшего депутата были интересы в бизнесе, связанном с московской недвижимостью. Но, как сказал "Труду" один его знакомый, "вел он себя тихо", много внимания уделяя зарегистрированному в столице фонду имени своего брата Джабраила (убит боевиками в 2003 году). Этот фонд помогал приюту-интернату для обездоленных детей в подмосковном Одинцово и финансировал базы батальона "Восток". Кроме того, через свои связи он обеспечивал поддержку в Москве своему брату, командиру "Востока" Сулиму, увольнения которого добивался Рамзан Кадыров.
Не случайно сразу после убийства прошла информация о том, что застрелен именно Сулим. Тот настолько увяз в дрязгах с Кадыровым, что последние полгода вынужден был скрываться, и где он, что с ним, никто не знал, а если знал, то молчал. Публично Сулим появился только в период пятидневной войны с Грузией, в которой участвовал его батальон, но потом опять исчез. 22 августа Минобороны распространило сообщение о его увольнении, но эта информация до сих пор никем не подтверждена.
Следователи не исключают, что Руслан Ямадаев мог пострадать за своего брата, для которого был главной опорой. К тому же убийца мог просто ошибиться: братья похожи, и вместе пользовались тем самым злополучным "Мерседесом".
Последняя
"ПОСМОТРЕЛИ? ПОЕХАЛИ"
Корреспондент "Труда" Михаил Луканин встречался с Русланом Ямадаевым за несколько дней до его смерти. Ранее мы несколько раз беседовали по телефону о том, что происходит с его братом Сулимом. Руслан говорил, тщательно подбирая слова. Он сказал, что с Сулимом связи нет, и предложил мне встретиться с заместителем комбата "Востока" Хамзатом Гайрдбековым.
Встречу назначили на Профсоюзной улице Москвы в ресторане Goodman: "Закажи там чай и жди". Через 20 минут звонок: "Ждешь? Скоро буду". Потом такой же звонок. Наконец: "Выходи на улицу".
Вплотную ко входу в ресторан были подогнаны два черных "Мерседеса" (один из них - 600 L, тот самый, в котором потом погиб Руслан) и огромный джип, рядом - человек десять, среди них крепкий бородач. Он ощупал меня внимательным взглядом, протянул руку: "Хамзат" - и больше ни слова.
- А это генерал-полковник, наш друг, - представил мне Ямадаев высокого мужчину в костюме. Позже я узнал, что это был генерал Кизюн.
Руслан протянул мне бумажку с номером мобильного телефона и продиктовал адрес, где будет встреча с Хамзатом. Листок оказался договором-нарядом на работы на имя Арби Касабаева. Как выяснилось позже, именно на него был зарегистрирован тот злополучный "Мерседес".
- Посмотрели на корреспондента? - спросил Руслан у друзей. - Поехали.
Когда я вошел в ресторан, испуганный таким визитом секьюрити спросил: "С вами все в порядке?"
Как мне потом объяснили, чтобы откровенно говорить с журналистом, бойцы "Востока" захотели сначала устроить смотрины. "В глаза заглянуть", - пояснил Хамзат.
Версия Рамзана Кадырова
"БОЕВИКИ, КРОВНИКИ ИЛИ КОНКУРЕНТЫ"
Пресс-секретарь президента Чечни Рамзана Кадырова Лема Гудаев от имени своего шефа заявил "Труду", что Кадыров "шокирован и расстроен" убийством Руслана Ямадаева. По его мнению, с Героем России могли расправиться боевики, кровники или конкуренты по бизнесу.
- В убийстве Ямадаева могли быть заинтересованы также те силы, которые хотят вызвать напряженность в Чечне, - заявил Гудаев.- Кем бы ни были организаторы этого преступления, они использовали ситуацию, заранее зная, что все стрелки будут переведены на Кадырова. У него ведь были конфликтные отношения с братьями Ямадаевыми, и, если следствие пойдет по этому пути, это будет только на руку преступникам.
МНЕНИЯ
Михаил Александров, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ:
- Это убийство может привести к очень серьезным последствиям на Северном Кавказе в том случае, если семья Ямадаевых придет к решению, что произошедшее - дело рук Кадырова. Как, скажем, было в случае с Мовлади Байсаровым. Если семья убитого объявит кровную месть, то земля будет гореть под ногами Рамзана Ахматовича. Однако все не так просто. Кадырова ведь могли и подставить. Просто для того, чтобы дестабилизировать обстановку в регионе. Вполне возможно, это были грузинские спецслужбы, у которых неплохо набита рука на подобного рода преступлениях. Достаточно вспомнить об устранении бизнесмена Бадри Патаркацишвили или премьера Зураба Жвания.
Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий:
- Самое худшее, что сейчас может быть, - это идти на поводу у эмоций и принимать скоропалительные решения на основании слов родственников погибшего. По этому делу должно быть проведено компетентное расследование. Я не думаю, что тут уместны параллели с обстоятельствами гибели Мовлади Байсарова. Того застрелили при задержании, проводимом на вполне законных основаниях. А здесь нечто другое. Пойти на столь демонстративное убийство мог только полный отморозок. Поэтому сейчас, насколько я могу судить, доминирующей версией, которую отрабатывает следствие, является все-таки криминальная.
Алексей Малашенко, член научного совета московского центра "Карнеги":
- Это действительно очень демонстративное убийство. Наверное, даже слишком демонстративное, чтобы можно было в нем обвинять Рамзана Кадырова. Трудно поверить, чтобы он смог пойти на такой шаг. Потом, неясен мотив. Его противником был Сулим Ямадаев, а он уже отстранен от командования батальоном "Восток". Безусловно, очень многое будет зависеть от того, насколько компетентно и быстро будет проведено следствие. За последний месяц произошли два резонансных убийства, связанных с Ингушетией и Чечней: Магомеда Евлоева и Руслана Ямадаева. Оба преступления могут повлечь весьма серьезные кризисы, которые федеральному центру совершенно ни к чему.