ТРУДНАЯ СУДЬБА КРАСАВИЦ

В Государственном Русском музее идут последние приготовления к выставке работ всемирно знаменитой художницы Зинаиды Серебряковой. Грядущий вернисаж обещает стать поистине сенсационным.

Во-первых, подкупает сама тема выставки, названная просто, но со вкусом: "Зинаида Серебрякова. Обнаженные". При том, что художница работала в разных жанрах и направлениях, свой след в мировом искусстве она оставила именно изображением обнаженных русских красавиц, пленительных в своей неизменно чувственной и всегда целомудренной наготе. Такие ее полотна, как "Купальщица" и "Баня", стали поистине хрестоматийными. Они, разумеется, станут украшением и нынешней экспозиции. А всего на ней будет представлено более 40 полотен из коллекции Русского музея, Третьяковки, музея-заповедника "Петергоф" и Музея современного изобразительного искусства в Ульяновске. Это, так сказать, ожидаемые, запланированные сенсации. Но посетителей выставки будет ожидать и настоящий сюрприз...
Имеются в виду 8 полотен из так называемого мануарского цикла, которые в России еще не видели. Они были написаны Серебряковой для виллы "Мануар дю реле" в Бельгии в 1936 - 1937 годах. Живя в Париже в эмиграции, художница сильно бедствовала, перебиваясь случайными заказами, поэтому она с радостью приняла предложение мецената и поклонника ее творчества барона де Броуэра расписать один из залов его строящейся виллы серией панно с изображениями полуобнаженных аллегорических фигур. Для выполнения этого заказа Серебряковой пришлось специально изучать скульптуры в залах Лувра, а в качестве модели она использовала свою дочь Катю.
Судьба мануарских красавиц сложилась непросто. Когда барон умер, дом был продан, а картины демонтированы. Десятилетиями считалось, что уникальные полотна потеряны навсегда. На самом деле с послевоенных времен они кое-как хранились в подвале престарелой наследницы барона, где сильно пострадали от времени, сырости и крыс. Удалось обнаружить их совершенно случайно, и эта находка стала настоящей сенсацией в мире искусства. Российской галерее "Триумф" удалось выкупить у 82-летней старушки работы Серебряковой, отреставрировать их. И теперь они впервые предстанут перед публикой.