СКОЛЬКО ТЕПЕРЬ У ПУТИНА ПРЕЕМНИКОВ?

Еще и суток не прошло после объявления нового состава кабинета министров, как на первый план вновь вышла тема президентского преемника.

И если раньше социологи и политологи скрупулезно замеряли рейтинги Сергея Иванова и Дмитрия Медведева, то со вчерашнего дня их компанию разбавили еще как минимум два кандидата: Виктор Зубков и Алексей Кудрин. Более того. Некоторые наблюдатели уже сошлись во мнении, что сама процедура правительственных рокировок была всего-навсего дымовой завесой для прикрытия основного плана Путина - вернуть всех преемников на исходные позиции. Вчера "очень кстати" пришла новость от руководства "Единой России": за неделю до своего съезда партия власти вдруг определилась с федеральной тройкой лидеров - помимо Грызлова и Шойгу, в списке оказалась конькобежка Светлана Журова. Что означает: никаких вакансий для преемника не осталось, все карты раздаются по новой.
О шансах Сергея Иванова и Дмитрия Медведева написано уже немало, о президентских амбициях нового вице-премьера Алексея Кудрина говорить пока рановато, а вот о перспективах Виктора Зубкова - в самый раз. Согласно самым свежим данным Левада-центра у премьера уже появился так называемый президентский рейтинг. Он пока маловат - всего 4% (для сравнения: у Сергея Иванова - 34%, у Дмитрия Медведева - 30%). Именно столько процентов россиян отдали бы за него голоса, если бы президентские выборы прошли в минувшее воскресенье. Совсем неплохо, учитывая, что, по данным всех социологических центров, еще три недели назад о существовании Виктора Зубкова знали единицы. Более того, на вопрос сотрудников Левада-центра, верите ли вы в то, что Зубков и есть преемник Владимира Путина, 39% опрошенных отвечают сегодня твердое "да".
Важно и другое. У Виктора Зубкова самые выигрышные по сравнению с другими преемниками стартовые позиции: его нынешняя должность изначально гарантирует ему агрессивную раскрутку и в итоге - минимум 30% прироста к рейтингу (замерено социологами). Не будем забывать, что и реально премьер Зубков обладает несравнимо большими полномочиями по сравнению с предшественником. Фрадков, как известно, попал в премьерское кресло прямо с дипломатической службы в Брюсселе и получил кабинет, структура и состав которого были утверждены в Кремле без его участия. Даже главу собственного секретариата Михаила Синелина Фрадков унаследовал от своего предшественника Касьянова. Зубков же сразу назначил на этот пост своего человека - бывшего заместителя по Росфинмониторингу Юрия Чиханчина.
Я абсолютно убежден, что началась кампания по раскрутке Виктора Зубкова, - полагает политолог Станислав Белковский. - Об этом свидетельствует и комбинация с демонстративным рапортом об отставке его зятя Анатолия Сердюкова. Но замечу: эта кампания не связана напрямую с реформой правительства.
Тех же позиций придерживается и руководитель группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин, заявивший, что перетряска правительства - "это тактическое мероприятие с целью разрушить не само правительство, а группы влияния, которые уже начали борьбу за пост президента и сформировали под себя кадры. Надо было эту игру сломать, что президент успешно сделал. Ради этого и нужна была перестановка, а само правительство поменялось декоративно. Что касается потенциального преемника, то им является новая фигура - Зубков. Именно в этом заключается политический подтекст изменений".
Впрочем, до выборов еще почти полгода, и такое разрешение ситуации с преемником выглядит слишком уж гладким. И потому вполне возможно, что основные козыри еще не в игре.