БЕЗ СКИДОК НА НЕДУГ

В российском банковском бизнесе случилось событие, выходящее за рамки узко корпоративного интереса. Первый Республиканский Банк открыл в московском микрорайоне Кожухово первое и единственное пока в России отделение, способное, кроме своих обычных функций, обслуживать еще и клиентов с ограниченными физическими возможностями. До конца года банк собирается подобным образом переоборудовать еще одно отделение, а в 2007 году будет перестроена работа семи остальных отделений кредитной организации.

Вот так, конструктивно, Первый Республиканский Банк ответил на претензии к российскому бизнес-сообществу, якобы страдающему отсутствием совести и социальной ответственности. Банкирам нередко вполне справедливо бросают упрек: "Заелись совсем, когда в стране столько нищих". С другой стороны, всем понятно, что банк не собес, а коммерческое предприятие. Впрочем, председатель совета директоров банка Сергей Юнин считает, что проводимая политика ничего общего не имеет с популизмом или попыткой выделиться из среды богатых коллег по бизнесу. "Мы были бы никудышными банкирами, - говорит он, - если бы не считали свою потенциальную выгоду. На самом деле особое внимание к физически ущемленным людям, помимо социальной составляющей, имеет сугубо прагматическое значение. Дело в том, что сегодня в России численность людей с ограниченными возможностями составляет порядка 11 млн. человек. Они, к сожалению, не могут в полной мере воспользоваться благами цивилизации, в том числе и банковскими услугами. Наш банк решил сделать первый шаг навстречу тем, кто нуждается в помощи. И, надеемся, этот шаг не последний. А там, глядишь, и коллеги подтянутся. Так всем миром и решим проблему адаптации к современной жизни людей, волею судьбы ограниченных в физических возможностях".
На первый взгляд отделение банка в Кожухове мало чем отличается от всех остальных. Разве что у входа в офис необычным выглядит специальный пандус для инвалидных колясок с антискользящим покрытием. А в самом офисе все как-то иначе и сначала не очень привычно. Рядом с обычными вывесками и табличками, но гораздо ниже размещены те, что продублированы азбукой Брайля и удобны людям, вынужденно сидящим в колясках. Все банковское оборудование устроено так, чтобы люди с разными физическими недугами чувствовали себя комфортно. Для свободного общения персонала с клиентами установлены специальные компьютерные терминалы, от которых они не шарахаются, даже если никогда не имели дела с умной машиной. К услугам колясочников в операционном зале установлены столики с короткими ножками. А большие стационарные линзы с подсветкой позволяют слабовидящим разглядеть самый мелкий шрифт на документах и, не напрягаясь, пересчитать любую сумму денежных знаков. Не забыли здесь подобрать и соответствующим образом подготовить банковский персонал. Чтобы посещение офиса Первого Республиканского Банка было максимально удобным, здесь куплен специально оборудованный транспорт, который по заказу будет подаваться к месту проживания клиента.
На этом заканчиваются все отличия специализированного отделения от стандартного в общепринятом понимании банка. Дальше начинается кропотливая и во многом рутинная работа с клиентом без всяких там кавычек и скидок на инвалидность. "Эти люди должны у нас почувствовать себя совершенно свободно и вести свои денежные дела так, будто нет у них никаких недугов, - продолжает Сергей Юнин. - В этом собственно смысл и содержание социальной программы нашего банка. Мы предлагаем инвалидам полную линейку банковских продуктов, в том числе депозиты с наиболее выгодными условиями. Работаем над внедрением вкладов с повышенной процентной ставкой и льготными тарифами по ряду банковских услуг для этой категории людей. Кстати, сегодня многие россияне, имеющие ограниченные физические возможности, продолжают трудиться и хорошо зарабатывают. К их услугам весь спектр кредитных продуктов и сервис, учитывающий специфику партнеров. Именно так мы теперь называем своих клиентов с ограниченными физическими возможностями".
Пилотный проект в Первом Республиканском Банке намерены распространить не только в существующих столичных отделениях, но и в тех, которые до конца 2006 года будут открыты в регионах России. В этом списке Петербург, Самара, Новосибирск, Воронеж и Липецк. А в 2007 году банк продолжит расширять свою сеть за счет открытия десяти филиалов в Москве и еще десяти - в регионах. Здесь собираются упрочить свое положение на финансовом рынке и подняться выше почетного восьмого места в десятке лучших банков России, наиболее комфортных с точки зрения клиентов. Это место банк занял в "Народном рейтинге" информационного портала Вanki.ru за 2005 год.