ОТСТЕГНУТЬ НА ЮБИЛЕЙ

Перекрытые гаишниками центральные улицы Элисты, колонна автомобилей с правительственными номерами, внушительная толпа людей в дорогих костюмах с кейсами под мышкой, с сосредоточенными лицами бродящая по калмыцкой степи... В жизни этого немногочисленного, но очень преданного России народа (именно так величала себя принимающая сторона) случилось грандиозное событие: на свое второе заседание собрался оргкомитет по подготовке и проведению празднования 400-летия добровольного вхождения Калмыкии в состав Российского государства.

Согласно статданным в Калмыкии сегодня проживают 318 тысяч человек, из них в столице республики Элисте - 120 тысяч. Уровень жизни населения в два раза ниже среднероссийских показателей. Среди первоочередных проблем Калмыкии - отсутствие собственных энергоносителей, налогоемких отраслей, вододефицит, безработица, миграция экономически активного населения.
Вместе с вице-премьером правительства Александром Жуковым в Элисту прилетел целый отряд высокопоставленных министерских чиновников из Москвы, депутаты, сенаторы и даже руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов - под них пришлось заказывать специальный чартерный рейс.
Вообще-то до самого юбилея еще далеко - три года, основные мероприятия намечены на сентябрь 2009-го: красочное театрализованное представление "Из далекой земли Джунгарской...", в котором разыграют, к примеру, сцену встречи Петра Великого с калмыцким ханом Аюкой, всемонгольские игры "Наадам" с состязаниями в стрельбе из лука и скачками, конкурс-праздник на лучшее убранство кибитки и даже Всероссийская научно-практическая конференция по мясному скотоводству с выставкой местного племенного скота... Подробный план торжественных мероприятий объемом в сто страниц загодя вручили всем членам оргкомитета. В этот сухой документ умело вплели цитаты военных историков "о способном и сердечном калмыцком народе, горячо преданном русскому делу", а также стих-панегирик Александра Дюма. Впрочем, все остальное в нем - проза с большими цифрами.
Главной целью подготовки и празднования 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства откровенно значится "повышение качества и уровня жизни местного населения".
Руководители Калмыкии запросили 3,518 млрд. рублей. Такую сумму республика рассчитывает получить из федерального бюджета под предстоящий юбилей. Кроме выставки племенного скота и состязаний по стрельбе из лука, правительство РФ должно обеспечить пуск четырех объектов: во-первых, вложиться в реконструкцию аэропорта Элисты, удлинив почти на полтора км взлетно-посадочную полосу (иначе некуда будет сажать самолеты многочисленных зарубежных делегаций, прибывающих на юбилей), достроить спортивно-культурный комплекс ( иначе негде будет проводить торжества), завершить строительство учебно-лабораторного корпуса местного университета (иначе трудно будет отнести Элисту к научным центрам) и возвести с нуля республиканский краеведческий музей (а где еще разместить исторические доказательства вековой дружбы калмыка с русским?). Для того чтобы высокие московские чины максимально прониклись идеей, всю делегацию повозили по степи - местная власть во главе с председателем правительства республики Анатолием Козачко демонстрировала незавершенку во всей красе. "Здесь будет город-сад, - убеждали москвичей гостеприимные калмыки, - но нужен миллиард. Или хотя бы 500 миллионов". Члены Оргкомитета - серьезные мужи из Минфина и Минэкономики - в ответ задавали неприличные вопросы типа "Зачем реконструировать аэропорт Элисты, принимающий всего один рейс в день?" На четвертом объекте помрачнел лицом даже Александр Починок, отряженный в Элисту Дмитрием Козаком лично понаблюдать за процессом. К слову, респектабельный президент Калмыкии во всем этом действе участия не принимал, и это с его стороны было мудро: от общения калмыцких властей с российской делегацией веяло неприличным попрошайничеством.
Кирсан Илюмжинов появился лишь ближе к полудню. Лично провел экскурсию для членов Оргкомитета по Хурульному комплексу "Золотая обитель Будды Шакьямуни", а также из собственного кармана достал монетку для Александра Жукова, чтобы тот, повертев ритуальный барабан, смог загадать желание. Вице-премьер на это заметил Илюмжинову: "Тут указано - ваш Будда умел превращать песок в золото. Вот бы и вам этому научиться!"
Само заседание комитета по празднованию приближающегося юбилея проходило в том же Хурульном комплексе, чтобы пройти в зал, все гости, невзирая на чины, должны были либо разуться, либо надеть бахилы, - таков порядок. Жуков попросил бахилы, а Илюмжинов все заседание просидел в носках. Апофеозом стал доклад местного министра экономики, в ходе которого выяснилось, что вообще-то в поддержке федерального бюджета нуждаются не четыре, а 32 местных объекта, и было бы совсем неплохо, если бы центр, учитывая приближающийся юбилей добровольного вхождения Калмыкии в состав России, помог в строительстве нескольких школ, родильного дома, реконструкции республиканской больницы, противотуберкулезного диспансера, пищеблока в доме-интернате, здания Национального архива, драмтеатра, ипподрома и даже мемориального комплекса "Вечный огонь" в Элисте... Жуков задавал уточняющие вопросы, что-то бегло помечая в блокноте. На головы присутствующих сыпались орды цифр и малопонятные для постороннего фразы типа "Дадим на дом-интернат, пусть сэкономят, а оставшееся бросят на противотуберкулезный диспансер. Но тогда на что реконструировать пищеблок?" или "У нас зависла школа на улице Николаева, давайте ее закончим, стыдно, наконец!"
Через полтора часа упорной работы стало понятно, что без кумыса дело с места не тронется. Отраслевым министерствам была дана команда до 15 октября проверить все расчеты-подсчеты, после чего всю делегацию повезли на обед в ресторан "Белый лотос". За длинными столами все сели вперемешку - Илюмжинов много шутил, а московские гости с удовольствием вкушали местную кухню. Напоследок всей московской делегации вручили национальные калмыцкие халаты с золоченной вышивкой. Из ресторана выходили разве что не под ручку - вот она, настоящая дружба. Правда, с небольшим нюансом...