РОЯЛЬ В КАМЫШАХ

На минувшей неделе исполнилось двести лет российскому военному ведомству. Никаких пышных торжеств по этому поводу на экранах не наблюдалось. Может, и правильно: что праздновать, если армия наша никак не может выйти из затянувшегося кризиса, а долгожданные реформы - набрать необходимые обороты. Впрочем, если взглянуть на армейские дела сквозь призму некоторых еженедельных телепрограмм, посвященных военным будням, может показаться, что все обстоит как нельзя лучше.

"Полевая почта" (ТВЦ) не в пример соответствующему подразделению Минсвязи работает весьма четко. Каждое воскресное утро, ровно в 9.45, ведущая передачи поп-звезда Алена Апина, облаченная в чрезвычайно ей идущие камуфляжные доспехи, окруженная на полянке бравыми воинами, предстает перед зрителями. Она не затрудняет нас - да и себя тоже! - какими-либо проблемами: две-три мало что значащие фразы - и тут же музыкальный номер-клип, еще две фразы и - еще клип. Так вот все полчаса, что длится передача.
В это воскресенье Апина знакомила нас с жизнью десантников, которых она особенно любит. Лихие парни в голубых беретах весело демонстрировали сложнейшие приемы, запросто расправлялись с "противником", разбивали кувалдой кирпичи, положенные на голову, - в общем, показывали все те эффектные трюки, которыми обычно встречают высокое начальство на плацу. Замшелая солдатская бравада выглядела нелепо, как, впрочем, и некоторые концертные номера. Вроде того, где рояль почему-то вдруг оказался в непролазных камышовых зарослях.
Таким же поверхностным оказался и последний выпуск "Армейского магазина" (1-й канал). В свое время "Труд" поддержал эту программу: она противостояла тогда казенным, скучным и правильным, как армейские уставы, передачам, всячески пропагандируемым военным ведомством. Легкий юмор, живость, присущие "Магазину", привлекали. Но прошло время, а передача и в наше непростое для армии время не изменилась, продолжает оставаться точно такой же, какой была. Но в нынешних условиях она выглядит поверхностной и пустоватой.
Спецвыпуск, вышедший в эфир в минувшее воскресенье, посвящен такой больной теме, как призыв в армию. Но и ее авторы превратили в примитивный эстрадный скетч с тупицей-прапорщиком и дебилами-солдатами. А палочкой-выручалочкой снова стала поп-звезда - на сей раз мужского пола. А.Буйнов, получив от телевизионщиков полную свободу, на разные лады вспоминал давнюю свою военную службу. Мемуары, понятно, щедро сдабривал затертыми до дыр пошловатыми песенками-клипами.
Убогий уровень военных передач старого, эстрадно-развлекательного образца в особенности нагляден сегодня рядом с новыми, которые появились в эфире весной и осенью. Я имею в виду выходящую с мая еженедельную "Военную программу" Александра Сладкова и совсем недавно начатый цикл "Оружие России" (обе РТР).
Преимущество А.Сладкова в том, что он уже много лет занимается исключительно военной тематикой: ездит по фронтам вспыхивающих то тут, то там конфликтов, встречается с солдатами и офицерами, знает их беды и радости. Он не соблазняется возможностью упростить проблемы, позолотив пилюлю: судит обо всем со знанием дела, при случае используя свои же видеоархивы.
В разных выпусках "Военной программы" мы узнали о таких несхожих материях, как наши военные базы за рубежом, наемники, женщины на воинской службе. В минувшую субботу в центр повествования встала актуальнейшая тема - создание контрактной армии. За четверть часа экранного времени журналист успел вкратце рассказать зрителям о том, как обстоят дела за рубежом, где давно уже используются контрактники. И, кроме того, поведал о наших миротворцах в Абхазии и десантниках из Псковской дивизии ВДВ, где в эти дни проводится важный эксперимент с внедрением службы по контракту.
Сладков умеет краткими, почти мимолетными штрихами воссоздать главное в характерах тех парней, которых встретил, мотаясь с телекамерой по труднодоступным местам дислокации частей. Умеет разговорить их, причем в беседах этих нет ни дешевого пафоса, ни цинизма прожженных профи. Солдаты, как любит повторять журналист, теперь не служат, а работают.
Если в "Военной программе" нам предлагают, образно говоря, взгляд на проблемы под микроскопом, с позиций отдельного воина, то в "Оружии России" речь идет о стратегических аспектах темы. Показанные в эфире несколько выпусков впечатляют укрупненным, я бы сказал, государственным подходом к материалу. "Под Андреевским флагом" - горестная сага о нынешнем состоянии российского Военно-морского флота. "Неизвестные внуки Калашникова" - интереснейшее путешествие в мир новинок отечественного стрелкового оружия, оставшихся в единственном экземпляре. "Танковый вальс" - увлекательная драма соперничества разных заводов и даже разных стран-производителей грозного современного оружия.
В каждом из этих выпусков цикла постоянной, сквозной темой звучит нехватка средств на столь необходимое в начале нового тысячелетия перевооружение Российской армии. Горько слышать свидетельства об отставании от тех стран, которые прежде не могли даже мечтать приблизиться к нашему уровню военной техники.
И все же минорная интонация не является единственной и даже превалирующей в цикле. Удивительным образом авторам удается сочетать безрадостные обстоятельства наших дней с гордым, достойным их восприятием, со спокойной уверенностью, что рано или поздно Россия вновь обретет величие своего оружия.