Троцкизм на блюдечке

В Русском музее открылась серия вернисажей, посвященных искусству первых лет советской власти

Для начала музей представил более 200 произведений, созданных с 1918 по 1925 год. Они собраны из коллекций не только Русского музея, но и Эрмитажа, Музея театрального и музыкального искусства и частных собраний. Многие из них показаны впервые.

Скажем, изображения Троцкого на фарфоре или на ткани приехали на выставку из частных коллекций. Удивительно, что эти вещи вообще сохранились. Ведь за их хранение можно было поплатиться головой...

«Тарелки с изображением вождей тогда создавались широким тиражом, но Троцкого в музейных коллекциях практически нет. Если сохранились его изображения, то только в предметах домашнего обихода — на подстаканниках, например», — рассказывает ведущий научный сотрудник Русского музея Алиса ЛЮБИМОВА. — На одной из тарелок лик его вроде бы отсутствует — вытравлен кислотой. Но при определенном ракурсе образ все-таки проступает на фарфоре...»

Троцкий на деревянной шкатулке, Троцкий как подставка для знамени, Троцкий на самом полотнище, с расшитой припиской «От ивановских красных ткачей»... Вождей на выставке много, только Сталина нет совсем. Пока нет. До 1925 года он еще в тени — в отличие от Ленина, Луначарского, Дзержинского, Буденного, чьи портреты исполнены в живописи, графике, скульптуре, изделиях народных промыслов.

«Власть не передают, ее берут с оружием в руках», — ленинская цитата запечатлена по краю тарелки, а в центре сам Ильич с хитрым прищуром. В соседних витринах — фарфоровые «Красногвардеец», «Милиционерка», «Женщина, вышивающая красное знамя». Революции в ту пору пригодились и шитье золотом на бархате, и лаковая миниатюра, и крестецкая вышивка — народный промысел Новгородского края. Лучшие художники Палеха и федоскинской артели приспосабливали традиционную технику к советской символике. Гончары, вышивальщицы, кружевницы совмещали старинные фольклорные мотивы с революционными образами.

Многие из этих произведений с успехом экспонировались в 1925 году на выставке декоративных и промышленных искусств во Франции, что их и спасло: с парижской выставки они попали в Русский музей.

Почувствовать дух времени, прикоснуться к истории дают возможность произведения самых знаменитых художников той поры — Натана Альтмана, Кузьмы Петрова-Водкина, Веры Мухиной, Сергея Коненкова. Мстислава Добужинского, Ивана Пуни, Владимира Лебедева, Николая Суетина. Здесь представлены их эскизы оформления Петербурга к годовщине революции в 1918 году, модели памятников, которые создавались по плану монументальной пропаганды, оставившие заметный след в истории русского авангарда.

«К 1917 году авангард заявил о себе громко, а после революции художники-авангардисты заняли ведущие позиции в советском искусстве, — рассказывает Алиса Любимова. — Они говорили лаконичным и красочным языком, и он идеально отвечал задачам агитационного искусства...»

Пропаганда? Не только. Авангардисты и народные художники были искренни, пытаясь свежим художественным языком рассказать о новой эпохе на дворе.