И откуда только «Энергия» берется...

Легендарной ракетно-космической корпорации исполняется 70 лет

У 14 тысяч конструкторов, рабочих, инженеров, испытателей сегодня праздник, который берет свое начало 26 августа 1946-го, когда тогдашний министр вооружения Дмитрий Устинов подписал приказ о структуре нового института НИИ-88. В специальном конструкторском бюро (СКБ) 3-му отделу поручалась разработка боевых ракет дальнего действия. Руководителем назначался Сергей Королев. В скором будущем — основоположник практической космонавтики.

Всего за пару лет до этого, в 1944-м, Королева досрочно освободили из заключения со снятием судимости (сидел он по политической статье, как враг народа). Королев чуть не умер в сталинских лагерях, блестяще проявил себя в «шарашке». И вот крутой вираж судьбы: стране потребовались специалисты-ракетчики.

После атомных бомбардировок американцами Хиросимы и Нагасаки Советскому Союзу для сохранения военного паритета жизненно необходимо было в сжатые сроки создать не только атомное оружие, но и ракеты для его доставки. В мае 1946-го вышло постановление С-овмина на шести страницах «Вопросы реактивного вооружения», подписанное Сталиным. Был создан специальный комитет с широкими полномочиями.

Как Королев победил в космической гонке

Первоначально в штатном расписании возглавляемого Королевым отдела значились 138 человек. Они-то и заложили основу флагмана отечественной пилотируемой космонавтики — корпорации «Энергия» (в прошлом ОКБ-1, ЦКБЭМ, НПО «Энергия»).

— Сергей Павлович Королев был личностью исторического масштаба, и задачи ему приходилось решать соответственные, — рассказывает «Труду» один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, экс-министр, Герой Соцтруда Борис Бальмонт. — В начале ракетной гонки у США были огромные преимущества: сильная экономика, развитый промышленный потенциал, целехонькие немецкие ракеты, сдавшийся американцам их создатель Вернер фон Браун с огромным штатом своих сотрудников и томами документации. Но именно поднимавшийся из руин СССР вышел в этой гонке победителем. Построил первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, открыл космическую эру запуском первого спутника, отправил первого человека во внеземное пространство.

В том заслуга многих ученых, конструкторов, всей страны, продолжает экс-министр. Но особой оценки заслуживает вклад Королева, его ОКБ-1. Нельзя не отметить и эффективность государственной политики. Четкая организация, мобилизация всех имеющихся в стране интеллектуальных, производственных, финансовых и административных ресурсов — вот секрет «русского чуда», о котором на все голоса писала мировая пресса в начале 1960-х.

Те, кто работал с Сергеем Павловичем, отмечали его увлеченность, нестандартные решения, широту замыслов. К примеру, работа над пилотируемым марсианским проектом началась еще в 1960-м, до полета Гагарина. В ОКБ-1 он создал первоклассную команду. Предприятие стало родоначальником практически всех направлений отечественной ракетной и космической техники. В течение многих десятилетий оно является головным по пилотируемым системам.

Как Глушко опередил свое время на полвека

В январе 1966-го Королева не стало (не выдержало сердце во время операции в кремлевской больнице). Ему не было и 60...

— Выдающимся научно-техническим достижением, опередившим время на десятилетия, стали в 1970-1980-е разработка и успешный запуск одной из самых мощных ракет в мире — супертяжелой «Энергии», которая вывела на околоземную орбиту советский многоразовый корабль «Буран», — подчеркивает Бальмонт, возглавлявший в течение пяти лет Межведомственный координационный совет по этому направлению. — Наша ракета принципиально отличалась от американского «Шаттла». У них один из двигателей расположен на прикрепленном к ракете корабле, а у нас все «моторы» установлены непосредственно на «Энергии». И она может самостоятельно, без многоразового корабля, поднимать полезный груз до 100 тонн на низкую орбиту. А если вместо четырех боковых блоков первой ступени использовать восемь блоков, то масса груза увеличивается до 200 тонн. Можно запускать на геостационарные орбиты мощные платформы, которые заменят нынешние спутники погоды, телекоммуникационные, дистанционного зондирования Земли. А еще мощные ракеты незаменимы при отправке экспедиций и грузов на Луну, когда там начнется строительство долговременной обитаемой базы. Убежден: большой ошибкой будет списание «Энергии» в архив. Использование ее в модернизированном виде окажется дешевле, эффективнее и перспективнее, чем создание нового супертяжа...

Генеральным конструктором комплекса «Энергия — Буран» был Валентин Петрович Глушко, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения. С 1974-го по 1989-й, до последних своих дней, он возглавлял НПО «Энергия» (королёвское предприятие). Глушко мыслил масштабно: хотел использовать супертяжелый носитель «Вулкан» не для разовых полетов на Луну, как делали американцы, а для создания на ночном светиле постоянной обитаемой базы, рассчитанной на трех-четырех человек. Ученые работали бы там по две-три недели, посменно. Наличие тяжелой ракеты делало эти задумки вполне реальными. Но убедить руководителей страны в важности проекта Глушко так и не удалось. Сегодня обсуждается возможность строительства лунной станции где-то после 2030 года. Валентин Петрович в середине 1970-х опередил время на полвека...

Как снимали с поста Мишина

А до Глушко у руля головного ракетно-космического предприятия находился Василий Павлович Мишин — преемник Королева, его ближайший соратник и друг, бессменный первый зам, талантливый конструктор. Он внес огромный вклад в развитие ракетно-космической техники. При главном конструкторе Мишине были сделаны важные шаги на космическом пути. Новый корабль «Союз», облет Луны автоматическими аппаратами «Зонд», запуск первой орбитальной станции «Салют» (изготовленной совместно с ОКБ Владимира Челомея), подготовка к совместному советско-американскому полету по программе ЭПАС...

Впрочем, на долю Мишина выпали и тяжелые удары. В апреле 1967-го при завершении испытаний корабля «Союз-1» из-за нераскрывшегося парашюта над спускаемым аппаратом погиб космонавт Владимир Комаров. В июне 1971-го при возвращении с орбитальной станции погибли Георгий Добровольский, Владислав Волков, Виктор Пацаев. Неожиданно открылся клапан между кабиной и космосом, стремительная разгерметизация...

Мишин тяжело переживал эти трагедии. А тут еще проблемы с новой ракетой Н1 для отправки экспедиций к Луне. Во время испытательных пусков она никак не могла выйти на околоземную орбиту. Когда американцы высадились на Луну, большие начальники потеряли интерес к нашей лунной программе и решили отправить Мишина в отставку. Разработали целую спецоперацию.

— В октябре 1972-го министр общего машиностроения Афанасьев через своих ближайших сотрудников (для маскировки) пригласил замов Мишина, — вспоминает Бальмонт. Предложил каждому откровенно высказаться о ситуации на предприятии. Критиковали Мишина жестко, говорили о необходимости отправить его в отставку. В итоге пришли к мнению, что конструкторы напишут коллективное письмо в ЦК КПСС. Думаю, все это было заранее согласовано с секретарем ЦК КПСС Устиновым. Письмо ушло по адресу. Но шел месяц за месяцем, а реакции сверху не было...

Дополняют рассказ Бальмонта записи в дневниках Мишина. «16.X.1972. 18.00 — С.А. Афанасьев (МОМ) (официально сообщил о поступивших заявлениях обо мне в ЦК КПСС и МОМ... О намерении освобождения меня от занимаемой должности. Как будто бы это решение согласовано с Л.И./Брежневым/)». «29.X.1972. В 19.00 зашел (в больничную палату. — «Труд») С.А. /Афанасьев/... Он был растерян и взволнован. Я ему задал вопрос: «Зачем вы поторопились подписать документ о моем освобождении?» Он ответил: «Да. Я, наверное, поторопился, но у меня было безвыходное положение. И я не подписал, а завизировал... А ты должен обязательно написать записку Л.И. /Брежневу/»...

— 14 февраля 1973 года, — продолжает Борис Бальмонт, — когда в министерстве шла расширенная коллегия, Афанасьеву передали записку. Его просил срочно позвонить Борис Строганов, заместитель заведующего Оборонным отделом ЦК КПСС. Министр вышел, переговорил. Оказалось, Леонид Ильич порекомендовал Мишина не увольнять. «Ну, если проштрафился, посадите его в крапиву, а дальше пусть работает», — распорядился Брежнев.

Через какое-то время Афанасьев с замами поехал в подмосковный Калининград к Мишину налаживать отношения. Но, как вспоминает Бальмонт, разговора не получилось.

— Василий Павлович вел научно-технический совет. Вышел к нам на минуту, резко заявил министру и всем приехавшим, что занят, и ушел обратно на заседание, — рассказывает Бальмонт. — Мы уезжали как оплеванные. Через год Мишин все-таки был отправлен в отставку...

Рассказанная участником тех событий давняя история напоминает, насколько важными для руководителей страны были успехи и неудачи в освоении космоса.

P.S. Сегодня перед РКК «Энергия» стоят масштабнейшие задачи: строительство пилотируемого транспортного корабля нового поколения, дооснащение российского сегмента МКС тремя современными модулями, создание мощного носителя, реализация в ближайшей перспективе своей части лунной программы. И хотя на сегодняшний день больше половины работников корпорации составляют те, кому за 50, все больше появляется молодых лиц. До трети коллектива — 40-летние и моложе. Им продолжать дело «Энергии».