Почему российские футбольные тренеры не востребованы в Европе
Уникальный случай для последних лет: российский футбольный специалист Валерий Карпин дебютировал в качестве наставника испанской «Мальорки». Примеры, когда отечественные тренеры возглавляют зарубежные клубы, можно по пальцам пересчитать. В чем причина подобной тенденции — нас там не любят или сами не хотим? На эти вопросы попробовал ответить «Труд».
Если вспоминать наших тренеров-легионеров, то ярче всех за рубежом проявил себя Валерий Непомнящий. Он в 1990 году из Африки «пробил окно» в мировой футбол. Ведомая им сборная Камеруна великолепно провела чемпионат мира 1990 года. В первом же матче подопечные российского специалиста обыграли действующих чемпионов мира аргентинцев во главе с Марадоной. И выиграли группу. Потом в стадии плей-офф одолели крепких колумбийцев и едва не добрались до полуфинала. Камерунцы выигрывали по ходу матча у англичан, и лишь недостаток международного турнирного опыта плюс благосклонность судей к основоположникам футбола не позволили им победить. Успех камерунцев на чемпионате мира стал футбольной сенсацией, и именем Непомнящего даже назвали улицу в столице этой страны.
Ростовчанин Виктор Бондаренко и вовсе проработал в Африке более 20 лет. В Мозамбике четырежды становился чемпионом страны, неплохо дела его шли также в ЮАР и Анголе — странах, добившихся успехов на международном уровне.
Бывший напарник Бондаренко по СКА знаменитый бомбардир Сергей Андреев полгода назад возглавил македонский клуб «Вардар» из города Скопье — тот самый, который 10 лет назад оставил без Лиги чемпионов ЦСКА Валерия Газзаева.
С 2007 по 2012 год киевское «Динамо» тренировал Юрий Семин, потом Валерий Газзаев, а потом снова Семин. Первый сезон у Семина получился чемпионским, но дальнейшую работу российских специалистов можно расценивать двояко. С одной стороны, почетно, что именно им украинцы доверили тренировать свой самый титулованный и знаменитый футбольный клуб. С другой — именно после сезона-2008/2009 постепенно сошло на нет острейшее соперничество между «Динамо» и «Шахтером» — донецкая команда стала безоговорочным лидером украинского футбола.
Долгие годы футбольной карьеры связывали нашего знаменитого вратаря Станислава Черчесова с Австрией. Сначала несколько сезонов он отыграл в клубах этой страны, затем там же начал свою тренерскую деятельность. Звезд с неба не хватал. Но команда «Ваккер-Тироль» до и после Черчесова выступала в чемпионате Австрии гораздо хуже, чем при нем. Если бы Саламыч не перебрался в Россию, может быть, стал бы чемпионом Австрии и как тренер.
Анатолий Бышовец успел поработать в трех европейских клубах — тренировал кипрский АЕЛ и португальский «Маритиму», а в шотландском «Хартсе» в течение одного сезона был спортивным директором. Но в Южной Корее, которая до приезда туда Бышовца никогда не считалась футбольной страной, дела российского тренера были намного успешнее.
Мы рассказали о тех наших специалистах, которые еще продолжают работать, либо их имена еще на слуху и часто попадают на полосы СМИ. Но еще в советские годы на государственном уровне была развита практика помощи развивающимся (то есть отсталым) странам. И надо отметить: мэтры отечественного футбола немалых успехов добивались не только с клубами, но и с национальными сборными африканских и азиатских стран. В первую очередь назовем Игоря Нетто (Иран), Алексея Парамонова (Тунис), Евгения Рогова (Центрально-Африканская Респуб-лика, Марокко, Алжир), Анзора Кавазашвили (Чад и Гвинея). Последним из этой плеяды был Юрий Гаврилов, которому уже исполнился 61 год. Он поработал в Конго. Из этого поколения в Европе успел поработать лишь Нетто — на Кипре и в Греции.
Что же касается ведущих европейских чемпионатов, то дорога туда нашим тренерам долгие годы практически закрыта. Почему так происходит? Этот вопрос мы задали Алексею Еременко-старшему, который много лет уже живет в Финляндии и тренирует местные команды.
«Согласен с вами насчет того, что наши соотечественники пока что больших успехов в качестве тренеров добивались лишь с африканскими и азиатскими командами, — говорит Алексей. — В этом вижу несколько причин. Главная — языковой барьер. В Азии и Африке он был не столь значим, и пока там футбол только начинал развиваться, наиболее успешными тренерами везде были иностранцы. Получается парадоксальная ситуация: в Европе россиянам сложнее было приспособиться к местному менталитету, чем на других континентах. Но это объясняется тем, что именно специалистам советской эпохи было легче строить свои взаимоотношения с игроками по советскому принципу — когда тренер для футболистов царь и бог и еще отец родной. В Европе так не получится: здесь при любых неудачах обычно выгоняют тренера, а игроки в клубе остаются. Все взаимоотношения регулируются контрактом, и политику «кнута и пряника» не применишь.
Нельзя оставить без внимания еще один фактор: в российский футбол в последние годы пришли большие деньги, и хорошим титулованным специалистам нет смысла уезжать за границу. Несомненно, при нынешних условиях и такие корифеи, как Нетто или Парамонов, тренировали бы российские клубы. Но в 1960-1980-е годы для них поехать в Африку или Азию означало не только увидеть мир своими глазами, но еще и заработать хорошие (по тем временам) деньги. А современных российских тренеров большими заработками не удивишь. Их, как говорится, и здесь неплохо кормят.