Впрочем, не все у китайцев прошло гладко. А западные СМИ, не услышав из уст главного олимпийского чиновника слова "лучшие", принялись трактовать его речь в том ключе, что усилия Китая по развитию демократии все же оказались недостаточными. Поэтому и претендовать на "самые-самые" Игры Пекин не может.
Главные обвинения традиционно концентрировались на соблюдении прав человека и свободы слова. Многие остались разочарованными отказом властей снять цензуру с интернета и отменить запреты на проведение акций протеста. Заявки на проведение демонстраций с завидной регулярностью отклонялись. Немногочисленные активисты "тибетской независимости", развернувшие флаги соответствующего содержания на олимпийских объектах, покинули страну в течение суток. Журналисты наперебой твердили о массовой высылке из Пекина диссидентов и политически неблагонадежных граждан, насильно отправленных в отпуск.
Недовольство иностранных наблюдателей вызвало и привлечение Китаем "административного ресурса" непосредственно в ходе соревнований. Введенные накануне Игр визовые ограничения, а также система распространения билетов привели к тому, что на трибунах болельщиков с красными флагами с желтыми звездами было несравнимо больше остальных. Голоса сторонников других команд полностью подавлялись мощным ревом "Чжунго, цзяйоу!" ("Вперед, Китай!"). Добавим сюда и то, что на стадион не разрешалось проносить традиционную болельщицкую экипировку - барабаны, музыкальные инструменты и баннеры, что дало бы хоть какую-то надежду иностранцам переболеть китайцев. Под предлогом заботы о безопасности эти предметы были запрещены на олимпийских аренах Пекина.
Впрочем, безупречную организационную составляющую Олимпиады в Пекине нельзя обойти вниманием. По ходу Олимпиады обвинения в грязном воздухе, колоссальных пробках на дорогах, поголовном незнании английского языка и неспособности справиться с многотысячными толпами зрителей потихоньку сходили на нет, уступая главные строчки в новостях достижениям столичного правительства.
Власти Пекина могут по праву гордиться воплощением в жизнь лозунга "зеленой Олимпиады". Экологическая обстановка в городе в августе неоднократно признавалась лучшей в истории современного Китая по множеству показателей. Как говорили сами атлеты и члены делегаций, они просто не ожидали увидеть синее небо и боялись, что по улицам придется ходить в марлевых повязках. Введенный накануне открытия Игр тотальный запрет на работу "грязных" предприятий, строительные работы, а также сокращение более чем наполовину количества машин на улицах сделали свое дело. Уровень загрязнения воздуха ни разу не превысил отметок, которые фиксируются в крупных европейских городах. Немалую роль сыграла и "озеленительная" политика муниципалитета. Вблизи Олимпийской деревни был разбит парк площадью около 700 гектаров, а количество точечно высаженных деревьев на улицах столицы просто не поддается исчислению. Общие затраты на улучшение экологии приблизились к отметке 20 млрд. долларов. В общем, организаторам Олимпиады в Сочи, у которых не все гладко в отношениях с экологами, есть чему поучиться у китайских коллег.
Особую тревогу как гостей Олимпиады, так и ее организаторов вызывала террористическая угроза, прежде всего со стороны радикальных организаций неспокойного Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Накануне открытия Игр сразу на нескольких исламистских сайтах появились видеообращения боевиков с предупреждениями о готовящихся терактах на олимпийских объектах. Руководство Китая подошло к этой проблеме со всей серьезностью - на улицах столицы постоянно дежурили около 100 тысяч сотрудников правоохранительных органов при поддержке боевых вертолетов и зенитных комплексов на случай возможной угрозы с воздуха. В результате единственные выстрелы, которые звучали в эти дни в Пекине, раздавались на беговых и плавательных дорожках, а олимпийское спокойствие прерывалось только криками болельщиков на трибунах.
О чем писал "Труд"
Олимпийские игры 2004 года в Афинах
ЧИСТОТА ПО-КИТАЙСКИ
11 августа
Китайские спортивные руководители объявили, что их олимпийская сборная не запачкана допингом. Вице-президент НОК Китая Лу Фужун заявил, что в целях обеспечения чистоты рядов китайских атлетов от допинга в КНР введена система повышенного контроля и приняты жесткие меры в отношении тренерского состава и их подопечных, предусматривающие лишение лицензии на трудовую деятельность на 3 года и 3-годичную дисквалификацию. "Для КНР чрезвычайно важно добиться того, чтобы китайский спорт предстал в глазах международной спортивной общественности абсолютно чистым, особенно в связи с предстоящей через 4 года Олимпиадой в Пекине", - сообщил Лу Фужун.
ПРАВИЛЬНЫЙ МУЖИК
27 АВГУСТА
О Дмитрии Берестове, ставшем олимпийским чемпионом Афин, но попавшем в олимпийский состав сборной совершенно неожиданно, рассказывает его родной брат Андрей.
- Он по натуре человек-кремень. Невероятно упорный, от задуманного никогда не отступает. А в повседневной жизни, наоборот, очень мягкий и дружелюбный. И слишком правильный. Я уже 6 лет шофером работаю. И Диму научил. Он машину водит слишком аккуратно, как женщина. Очень бесхитростный. Если гаишник остановит и будет цепляться не по делу, Дима со всем соглашается и сразу уплатит штраф.
Когда я по телевизору увидел его победу, сразу начал плакать. И у Димы такой же характер. Трудностями, невзгодами его не перешибешь. А вот какой-нибудь радостью до слез довести можно. Вот и я по поводу Димкиной победы поплакал и позвонил себе на работу. Говорю: "Сегодня не приду, буду отмечать. Брат - олимпийский чемпион!" Они не верят. Я все равно праздновал, а уже на следующий день с работы позвонили, чтобы поздравить. И до них дошло. Передайте и через "Труд" наши поздравления братишке. Ты у меня золотой брат, Димка!