ДЛЯ СЧАСТЬЯ НЕ ХВАТИЛО ШОКОЛАДКИ...

В одном из универмагов парижского аэропорта "Орли" внимание охранников привлек худощавый шатен с небольшой бородой-эспаньолкой. Он подолгу задерживался то у одного, то у другого прилавка. Когда молодого человека проверили на выходе, то обнаружили при нем разного неоплаченного товара на сумму 892 евро.

Обычная история? Несомненно. Но вот персонаж, который так банально попался на мелком воровстве, был отнюдь не банален. Это 34-летний Стефан Брайтвизер, который с легкой руки музейных работников, а также полицейских, специализирующихся на раскрытии краж предметов искусства и старины, носит титул "самого знаменитого музейного вора второй половины ХХ века".
За семь лет с 1994 по 2001 годы Стефан Брайтвизер посетил более сотни музеев, замков и аукционов во Франции, Швейцарии, Бельгии и Австрии, после чего оттуда пропало ценностей на многие десятки миллионов евро.
Этот уроженец города Мюлуз, что во французском Эльзасе, неподалеку от границы со Швейцарией, - личность, надо сказать, неординарная. Назвать его грабителем в классическом смысле этого слова вряд ли можно: ведь ни один украденный им предмет не предназначался для перепродажи. Более того, многие из них Брайтвизер тщательно реставрировал, картины покрывал защитным слоем лака, вставлял в новые рамы, прежде чем повесить на стены своей комнаты в доме на городской окраине, где проживал под одной крышей с матерью Мирей. С детства Стефана тянуло к прекрасному и вечному. Днями напролет он просиживал в библиотеках, изучая эпохи, стили, мастеров живописи, ювелиров. Хотелось владеть хоть частичкой этого богатства, жить в окружении этого великолепия.
Со временем Брайтвизер стал активно посещать музеи местного значения, затем те, что покрупнее, присматриваться к охранным системам, изучать поведение смотрителей. Затем, вооружившись рюкзачком, а также складным швейцарским ножом, этот "ценитель" искусства вскрывал застекленные стенды, когда надо было извлечь, скажем, приглянувшийся серебряный кубок ХVIII века, или же аккуратно, в одно касание, вырезал бритвой полотно голландского мастера.
Жилище Брайтвизера постепенно превращалось в настоящую пещеру Али-Бабы. Чего там только не было! Картины Лукаса Кранаха, Питера Брейгеля, сангины Антуана Ватто, старинные арбалеты, бронзовые статуэтки, каминные часы... Всего свыше 200 предметов. Судя по всему, так продолжалось бы и дальше, если бы Стефан не совершил ошибку. Изменив своему правилу не появляться дважды в одном и том же месте в течение как минимум нескольких месяцев, он после кражи в музее Вагнера в швейцарском городе Люцерне отправился туда же за приглянувшимся старинным охотничьим рожком. Он-то и стал для него роковым. Вора повязали.
Весть о том, что Стефан оказался за решеткой, быстро долетела до его матери. Надо сказать, что в отличие от сына Мирей совершенно никакого пристрастия не питала к "старой рухляди", как она называла коллекцию Стефана. Более того, "рухлядь", считала Мирей, все последние годы сводила к минимуму ее общение с сыном, неделями и месяцами пропадавшим неизвестно где. Когда в конце концов французские ажаны по просьбе швейцарских коллег наведались с обыском в дом Брайтвизеров, их ждал большой сюрприз. Ни одного предмета старины, ни одной картины или офорта они там не обнаружили. Поднажав на Мирей, к своему великому ужасу, они узнали, что женщина на свой манер отомстила "старью". Статуи, фарфор собственноручно разбила кувалдой. Картины - и Брейгеля, и Кранаха, и многочисленных "малых голландцев" - разрезала на лоскуты, искрошила, как капусту, и отправила в помойку.
В 2003 году вора-искусствоведа судили в Швейцарии и приговорили к нескольким годам тюрьмы. Отсидев срок, кстати, на треть сокращенный за "хорошее поведение", Брайтвизер оказался во Франции, где также успел "наследить". В Страсбурге состоялся суд, и он получил еще один срок. На свободу эльзасец вышел совсем недавно, но уже знаменитым человеком. Казалось, перед парнем открываются новые возможности, не вступающие в конфликт с Уголовным кодексом.
Однако Брайтвизер взялся за старое.