Выходит, мы переплачиваем вдвое, а то и втрое. Кто же на нас так бессовестно наживается - строители, чиновники, посредники? ФАС пообещал разобраться и осенью рассказать о результатах проверки, которая началась в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Если будут доказаны факты сговора и злоупотребления доминирующим положением на рынке, то виновным грозят санкции и суд. А покупатели квартир смогут подать иски и потребовать вернуть им переплаченные деньги.
Перспектива, конечно, замечательная, но, увы, верится с трудом. На рынке жилья еще не было таких прецедентов, да и слишком много чиновников имеет тут свой корыстный интерес. В ФАС мне назвали четыре самые коррупционные сферы - размещение госзаказов, распределение прав на природные ресурсы, доступ к муниципальному, государственному имуществу и строительство. Многие эксперты сомневаются, что сговор удастся доказать. У строительных компаний и чиновников "железная" отговорка: в Московский регион и Питер ринулись все, у кого есть деньги, возник ажиотажный спрос - вот цены и подскочили. Это часть правды, но не вся правда.
С другой стороны, федеральной власти отступать некуда. Провозгласив национальный проект "Доступное жилье", правительство просто обязано сделать его доступным. Не случайно первой о намеренном завышении стоимости квартир заговорила Генпрокуратура. Еще в середине августа Юрий Чайка одной из причин прямо назвал сговор строительных фирм. И тут же пошли круги, как от брошенного в тихую заводь булыжника. Региональные чиновники предприняли попытки затормозить рост цен. Так, в ближнем Подмосковье, по свидетельству риэлторов, некоторые муниципальные администрации дали застройщикам негласные указания не поднимать планку. А те, в свою очередь, притормозили продажу уже готовых квартир - до лучших времен. Видимо, считают, что они настанут, когда завершатся прокурорские и антимонопольные проверки.
Но если взять под контроль рынок жилья не удастся, то осенью "квадратный метр" просто взбесится, и цены уже никто не удержит.
ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА ЕВРАЕВА
Может, антимонопольщики просчитались, объявив, что квадратный метр стоит не больше 1300 долларов? Мы обратились за разъяснениями к возбудителю спокойствия - начальнику управления ФАС по контролю и надзору в недвижимости, локальных монополиях и ЖКХ Михаилу ЕВРАЕВУ:
- На цифру 1300 долларов мы вышли просто. Посмотрели, сколько стоит кирпично-монолитное жилье в подмосковном Дмитрове - там продажная цена квадратного метра 800-850 долларов. При этом торгуют строительные компании не в убыток себе, а с прибылью. Затем мы посчитали разницу в стоимости земельных участков в Дмитрове и Москве - вышло порядка 400 долларов на квадратный метр жилья. Получается, в столице он должен стоить около 1300 долларов - конечно, при нормальном соотношении спроса и предложений на рынке. Эту цифру мы перепроверили, ознакомившись с извещением правительства Москвы о проведении открытого аукциона на право заключения инвестиционного контракта по строительству жилого дома на улице Россошанской. Начальная стоимость контракта на строительство - 600 долларов за метр. То есть органы власти заказывают построить дом исходя максимум из такой цены. А ведь строительные компании на аукционе будут бороться, предлагая свои услуги еще дешевле. Прибавим сюда стоимость земельного участка (порядка 600 долларов) - получится максимум 1200 "зеленых". Пусть даже квадратный метр продают на 200-300 долларов дороже. Но куда больше?!.
- А что цены на стройматериалы растут, вы принимаете в расчет?
- Для начала посмотрим цены на недвижимость в августе 2005 года - тогда квадратный метр в типовой новостройке стоил 1200-1350 долларов. Что же такого случилось за год, что цена подскочила? Подорожали стройматериалы, например, цемент - на 50-70 процентов. Но в себестоимости строительства он занимает всего 3 процента. Я могу допустить рост себестоимости на 15-20 процентов, но никак не 100-150. Вот данные Росстата. В первом квартале 2006 года средняя стоимость 1 квадратного метра жилья по стране была 12 тысяч рублей, в Москве - 23,3 тысячи, в Питере - 13,5. Чем отличается Петербург от Москвы, если стройматериалы в обеих столицах - по одной цене?
- Вы проверяете стройкомплексы трех самых крупных регионов. Что-нибудь "горяченькое" накопали?
- До окончания проверки я не имею права обнародовать данные. Но уже ясно, какие меры на рынке недвижимости надо предпринять. Прежде всего увеличить предложение - предоставлять больше участков под строительство, расширить территории под реконструкцию жилого фонда и резко увеличить федеральную финансовую помощь регионам в подведении к участкам коммуникаций. Кроме того, надо существенно поднять налог на недвижимость для тех, у кого несколько квартир. Я считаю, что за излишки квадратных метров богатые люди должны платить на порядок больше. Можно также ввести налог на перепродажу недвижимости. Если вы в течение, допустим, последних трех лет купили квартиру и перепродаете ее, то заплатите с суммы сделки 30 процентов. Ведь сейчас, по мнению экспертов, как минимум треть жилья в крупных городах приобретается для дальнейшей перепродажи. Это стало средством для вложения капитала. А в результате имеем ажиотажный спрос, который искусственно подстегивает цены.
- Антимонопольная служба возбудила свыше 270 дел, связанных с нарушением законов местными властями при распределении участков под жилищное строительство. О каких делах речь?
- Участки предоставлялись без проведения аукционов. К ним не было равного доступа строительных компаний и, как следствие, конкуренции. Очевидно, это делалось по договоренности чиновников с теми, кто строит, и, наверное, во многих случаях не даром. В Саратовской области территориальное управление ФАС возбудило в первом квартале 2006 года 21 дело - именно столько участков там выделено без аукционов. В Татарстане и Пензенской области - по 12 дел, в Башкирии - 9, в Новосибирске - 7. Есть регионы, где по "своим людям", "впрок" еще до 1 октября 2005 года (с этого времени аукционы на предоставление земельных участков под жилищное строительство стали обязательными) раздали столько земли, что не на один год хватит. В Томске - 442 участка, в Ханты-Мансийске - 216.
- По законам рынка ажиотажный спрос должен увеличивать предложение. Почему это не происходит?
- Да потому, что предложение непосредственно зависит от органов власти - именно они предоставляют площадки под застройку. Вот на примере дико растущих цен мы с вами как раз и видим, как чиновники справляются с этой функцией.