Там красуются российские звезды спорта, которые, по прогнозам, должны были стать чемпионами. Но и после краха их (и наших) надежд бахвалистые клипы продолжают появляться с прежней регулярностью. А еще в эфире все время звучит залихватская песня "Русские идут"... И все это на фоне провального выступления нашей команды.
Телесоциологи отметили высочайший рейтинг показа шоу открытия Олимпиады и очень скромное число зрителей, которые смотрят репортажи о конкретных соревнованиях. Можно, конечно, назвать немало общих причин, но я хочу поговорить здесь о частных. О работе ТВ и тележурналистов. Замечу: на нынешней Олимпиаде не всегда хороша оказалась "картинка", которой греческая сторона снабжала все телекомпании мира. Виды Парфенона, стадион, где еще в 1896 году начинались современные Олимпиады, античные развалины, среди которых шли состязания, - все это не может компенсировать вялости в работе камер.
Особо следует сказать о работе наших телеканалов. Они не проявляют особой выдумки в подаче материала из Афин. Одни и те же кадры, полученные из Афин, бесконечно тасовались в той или иной комбинации. Прямым эфиром нас баловал, да и то нечасто лишь канал "Спорт".
Что касается журналистов, то лишь немногие из них по профессиональному уровню оказались на высоте. Некоторые, как выяснилось, не умеют провести даже простенькое интервью со спортсменом. Другие путаются в деталях вида спорта, о котором говорят. "Парный конферанс", когда в помощь комментатору приглашали именитого ветерана спорта, иногда выглядел спасительным. Так стало в гимнастике и в легкой атлетике.
Впрочем, в репортажах о дзюдо не выручило и это: горластый, но не очень компетентный журналист подавлял своего напарника, не давая тому слова сказать. Первый запомнился еще с недавнего европейского первенства по футболу, когда пытался, как и сейчас, не очень понимая суть игры, подменять ее анализ не в меру громким проявлением патриотизма.
О последнем вынужден сказать особо. Непомерные наши ожидания, подогреваемые широковещательными заявлениями высших чиновников отечественного спорта накануне Олимпиады, - с указанием числа медалей, которые будут завоеваны, с обозначением "плановых заданий" по отдельным видам спорта, - к сожалению, сказались и на телевизионщиках. Достаточно вспомнить первые репортажи из Афин, переполненные шапкозакидательскими настроениями. После проигрыша в первые дни наших волейболистов голландцам комментатор без тени сомнения заявил: "...Ведь всем ясно, что мы сильнее". Следующие неудачи вызвали яростную атаку на арбитров, которые-де "засуживают" наших. Характерно, что в передачах разных каналов претензии формулировались в сходных выражениях - будто под диктовку из находящегося в Афинах штаба нашей команды.
Когда на Олимпиаде стали раз за разом обнаруживать следы допинга в пробах спортсменов, тема антироссийского заговора, возникшая было снова, быстро угасла: ведь анализы проводились анонимно, да и одной из первых жертв оказался греческий атлет. А вот что у нас осталось - это недоумение: как же хваленая антидопинговая лаборатория ОКР прозевала присутствие у чемпионки по толканию ядра стенозолола, пренебрежительно названного вальяжным профессором "дедушкой" допинговых средств, их "каменным веком".
В тот самый день, когда стало ясно, что у нашей команды отберут с таким трудом завоеванную золотую медаль, и настроение у нас было тяжелое, тележурналист с канала "Спорт" истерическими воплями отмечал победу российских гребцов на лодке-четверке. Его истошный крик: "Мы выиграли! Мы выиграли!" - был в минувшее воскресенье с десяток раз повторен и в новостных выпусках, и в "Олимпийском утре", и во время встречи с гребцами в афинской студии российского ТВ...
Зрители, разочарованные событиями последних дней на Олимпиаде, не поддержали, кажется, энтузиазма тележурналиста. Во всяком случае, два футбольных матча с участием лидеров нашего чемпионата, показанные на минувшей неделе на канале "Спорт", получили рейтинг больший, нежели афинские репортажи. Видимо, уровень телетрансляций из Афин не выше уровня выступлений нашей олимпийской команды.