КРАСНЫЙ. БЕЛЫЙ. РУССКИЙ.

Эта вовсе не бесспорная книга - целая портретная галерея. "Это серия портретов и интервью с

Эта вовсе не бесспорная книга - целая портретная галерея. "Это серия портретов и интервью с писателями и художниками, артистами и режиссерами, относящимися к консервативному крылу нашей отечественной культуры... Так уж повелось, что именно пламенные реакционеры-государственники оказались самыми гонимыми в нашем государстве, а отсюда их стоицизм и мужество, их порывы в сокровенное", - пишет в предисловии автор книги "Пламенные реакционеры. Три лика русского патриотизма" известный критик Владимир Бондаренко.
Полсотни "портретов" разместились в трех "залах"-разделах. Зал первый - красный, советский лик. Это прежде всего "поколение Победы": фронтовики Сергей Михалков, Юрий Бондарев, Михаил Алексеев... Хотя есть и послевоенное поколение, "дети Победы", - Валерий Ганичев, Феликс Кузнецов, Александр Проханов... Их всех можно объединить по названию повести Эдуарда Лимонова "... У нас была великая эпоха" (национал-большевик Лимонов и замыкает "краснопортретный ряд"). "Это отчаянные крики из уходящего времени, - пишет В. Бондаренко. - Есть своя великая красота в гармонии завершенности сталинского ли стиля или столь же законченного и завершенного, столь же пронизанного идеями красного авангарда двадцатых годов". Два абсолютных красных гения - художник Павел Филонов и поэт Велимир Хлебников. Символом красного лика Бондаренко называет поэтессу Татьяну Глушкову, которая "разрушение СССР пережила как потерю Родины".
А теперь, "из зала в зал переходя", обратимся к лику белому - "монархическому, национально-православному... романтически-ностальгическому". В этом зале мы видим Александра Солженицына и Виктора Астафьева, Никиту Михалкова и Илью Глазунова, Владимира Солоухина и Владимира Максимова... При всей непримиримости "белой гвардии" к "красноликим" здесь тоже плач о былом - о другой, досоветской, но тоже великой эпохе. "Звучат два мощных русских национальных реквиема об ушедшей державе, и никто не хочет замечать их созвучия. А ведь оно есть: и в героике, и в романтизации своих идей. И даже в одинаковых нормах нравственности". Тем не менее примирения "красных" и "белых" патриотов ждать не приходится: по мнению В. Бондаренко, "оба этих лика уже навсегда остались красивыми монументами трагической истории России".
Но есть в галерее и третий зал, третий лик - не красный, не белый, а... русский, как называет его автор. В нем нет строгой идеологической выдержанности, верности одной идее, классической завершенности памятников из белого мрамора или красного гранита. Он не то чтобы совсем "безыдеен", но текуч, как вода, и принимает разные формы, приспосабливаясь "к своему меняющемуся народу". "Русский зал" вмещает больше всего портретов: здесь и Георгий Свиридов, и Василий Шукшин, и Николай Рубцов, и Лев Гумилев, и Валентин Распутин, и Татьяна Доронина, и режиссер "Брата" и "Войны" Алексей Балабанов... Как сказано не без некоторой демонстративности Владимиром Личутиным, первыми "в космос не красные, не белые полетели, а русские". Беседа с Распутиным называется "Слышу гул подземной Руси... ", с Виктором Лихоносовым - "Время сокровенности", с Валентином Сорокиным - "Век русских трагедий"... У каждого из них - свой "русский век", свой путь - то по шоссе, то по бурелому...