Позади 180 верст дороги от Омска. На въезде в село красуется указатель: "Крым". Рядом строгое предупреждение: "Внимание! Пограничная зона. Въезд по пропускам". Ничего удивительного - до границы с Казахстаном всего 12 километров. Но в "зону" мы въехали свободно...
В селе - 73 двора и сельхозтехника. Еще в 5-м отделении Ольгинского СПК разводят коней - в хозяйстве их около сотни. На конягах развозят корма, сдают на мясо, а также используют для участия в скачках. Недавно, к примеру, купили на омском ипподроме двух скаковых лошадей. А вообще Крым - одно из лучших хозяйств в Полтавском районе, по итогам прошлого года заняли первое место.
Учительница русского языка и литературы Наталья Толочная приехала сюда пять лет назад. Поселили ее к бабушке на квартиру и в тот же день сосватали. Старушка упросила Наташу пойти в гости, где широкоплечий конюх Владимир с ходу влюбился в городскую барышню. Нынче их дочке 4 года. А про Светлану Борисову, учительницу истории, местные кумушки до сих пор судачат, что, мол, последнего хорошего парня забрала. В крымскую глухомань Света сбежала из райцентра - не заладилась как раз личная жизнь. Зато здесь, где женихи наперечет, судьба ей улыбнулась. Когда супруги отстроились, Света написала подруге, эмигрировавшей в Германию: дескать, все хорошо, в Крыму живу. Та, не взглянув на обратный адрес, начала писать восторженный ответ: как здорово - поселиться на побережье! А потом, разобравшись, не без сочувствия добавила: какая ты героиня - забраться в такую ссылку...
На "ссылку" местные обижаются. Известно, скажем, что в Крым, который на море, издавна ездили за вдохновением поэты да художники. Но сибирские крымчане уверены: если уж захочет муза посетить человека, то она его найдет даже на берегу озера Скотное... Скучно было, скажем, Фаату Муратовичу Хуснутдинову просто трубы да арматуру паять. Вот и изукрасил сварщик свои ворота железным орнаментом, мудреную тумбочку под телевизор и многоэтажный шкафчик на кухню сварил. Талант передался и сыну Наилю, который сейчас работает дизайнером в Омске. (Проект стелы с указателем "Крым" - его рук дело).
Правда, на юге земля сама родит: палку воткнешь - она листья пустит. А в Сибири вкалывать надо. Тяжело, наверное, пришлось переселенцам, которые 90 лет назад перебрались сюда из Украины в поисках лучшей доли. Облюбовали песенные трудолюбивые люди Белокуль - так называлось тогда это место. Жили здесь казахи, добывали соль для продажи. Чужаков не признали - свернули юрты, погрузили их на коней и ушли в степи, за соленое озеро. Тогда и назвали украинцы поселение Крымом.
"Наверное, для потехи", - считает самый пожилой здешний житель, 86-летний Иван Трофимович Драгунский. Здесь он родился, женился, отсюда ушел на войну. "45 солдатиков от нас взяли, а вернулись 11", - вздыхает дед. На дворе - колодец с "журавлем". Дом свой, на украинский лад, он называет хатой. В горнице чистые половики, беленая печка, из чугунков валит вкусный пар. Это заслуга хозяйки - Марьи Трофимовны. Овдовев, дед позвал ее в жены и помощники. Хозяйство у супругов немудрящее. По осени собрали с огорода 20 "гарбузов" (тыкв, значит) и столько же "кавунов" (арбузов), несколько ведер яблок и слив.
Большинство крымчан - украинцы. И ни один, как оказалось, не был в настоящем Крыму: не больно разъездишься на зарплату, да и выдают ее с задержками. Доходы лишь от подсобного хозяйства - многие держат свиней.
Но сельчане не унывают. Воздух свежий, на озерах рыбы и дичи полно, были б голова и руки на месте - и без чужеземных диковин прожить можно. "Зачем нам чужой? У нас свой Крым есть", - говорят они.