В России вновь заговорили о фудшеринге - бесплатном распределении продуктов питания с истекающим сроком годности среди нуждающихся
На этот раз после внесения в Госдуму предложений, которые должны наконец-то сделать это явление массовым. Основные постулаты законопроекта таковы: пятикратное увеличение объема не облагаемых налогом на прибыль благотворительных товаров, а также отмена НДС для организаций, занимающихся этой деятельностью.
Фудшеринг — явление относительно новое. В Старом Свете оно получило широкое распространение в 2012 году. В России же все сводилось к редким примерам благотворительности, большей частью со стороны малого бизнеса. Например, пекарни, бесплатно раздававшие перед закрытием не распроданные за день батоны и булки.
Граждане старались не отставать от предпринимателей, но сталкивались с непониманием со стороны надзорных органов. Например, питерский проект «Общественный холодильник», в который каждый желающий мог положить продукты, а любой нуждающийся их оттуда забрать, просуществовал меньше суток. Роспотребнадзор оперативно опечатал «волшебный сундук», поскольку его существование противоречит законодательству.
При этом очевидно, что фудшеринг нужен в стране, где 13,5 млн человек (и это только по официальным данным) проживают за чертой бедности, а очень многим не хватает денег на полноценное питание. В то же время в России ежегодно отправляется на свалки 18 млн тонн пищевых отходов. Причем львиную долю их составляют продукты с истекающим сроком годности, то есть вполне еще кондиционные. По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 92% россиян убеждены, что еда заслуживает более бережного и уважительного к себе отношения.
Существует подробный расчет консалтинговой компании «ТИАР-Центр», из которого следует, что ежегодно без особых трудовых затрат можно спасать до миллиона тонн продуктов питания и распределять их между социально незащищенными слоями населения. Этого бы, например, хватило, чтобы каждый день бесплатно и полноценно кормить почти 2 млн россиян.
По словам заместителя главы регионального отделения банка еды «Русь» Ксении Цивилевой, с текущим уровнем цен это могло бы стать отличным подспорьем для сотен тысяч семей. «Миллионы россиян тратят на приобретение продуктов питания весь или почти весь свой доход. Фудшеринг помог бы им вырваться из лап бедности и коренным образом перераспределить расходы, — уверена Ксения. — Высвободившиеся же средства можно потратить на более важные цели. Например, на образование детей».
Но сделать продуктовую благотворительность массовой по-прежнему не дает законодательство. За последние 10 лет оно, конечно, сильно изменилось. Так, с 2020 года компаниям разрешили передавать на эти цели продукты питания без уплаты налога на прибыль в размере до 1% от годовой выручки. Однако практика показывает, что этого недостаточно. Главный камень преткновения — НДС, которым до сих облагаются отправляющиеся на благие цели продукты. При этом утилизируемая на полигонах еда от такого налога избавлена. Хотя здравый смысл подсказывает, что все должно быть ровным счетом наоборот: помогаешь нуждающимся — молодец, налог не платишь, давишь помидоры и колбасу гусеницами — изволь доплатить.
Внесенный в Госдуму законопроект должен устранить это противоречие, избавить благотворителей от уплаты НДС и увеличить в пять раз объем не облагаемых налогом на прибыль продуктов, передаваемых на благие цели. Противовес льготам — большие штрафы за попытку избавиться за счет фудшеринга от просрочки и откровенной некондиции.
Документ успел заручиться поддержкой Минпромторга и основных парламентских фракций, но это ему еще ничего не гарантирует. Во-первых, за правительственное заключение по этой теме отвечает все-таки Минфин, который сейчас ревностно оберегает любые доходы бюджета. Во-вторых, основной механизм реализации законопроекта, на мой взгляд, нуждается в более тщательной проработке.
Авторы инициативы предлагают размещать фудшеринговые товары на специальных социальных полках в торговых сетях, что логично. При этом не совсем понятно, кто будет иметь к ним доступ. Если все подряд, то исключается адресность продуктовой помощи. Если какой-то ограниченный круг людей, то полки должны открываться сотрудником торговой точки по предъявлении удостоверения или автоматически по QR-коду. И то и другое требует от бизнеса определенных затрат. Но самый сложный и требующий деликатнейшего рассмотрения вопрос — определение четких критериев нуждаемости, которые помогут отделить действительно малоимущих от прочих халявщиков.
В общем, дело хорошее, стоящее, но, как всегда, черт кроется в деталях, в том числе и законодательных.