ЖКХ дорожает и становится лучше

Четверть сограждан уже не тянет оплату квитанций за «коммуналку», но многих всё больше устраивает качество услуг

Платежи по ЖКХ не по карману для 23% россиян, в 2016 году так считали 12% сограждан. Таковы данные исследовательского холдинга Ромир.

Этот (и довольно тревожный) показатель соседствует с оптимистичными цифрами. Так, с 6% до 8% выросло число соотечественников, которые назвали размеры платежей доступными. 27% предпочли бы платить меньше, но в 2016 году этого хотели 33%. В 2016 году считали плату высокой 49% респондентов, а в 2019-м – уже 42%.

Растёт число довольных услугами ЖКХ в своём районе. В 2013 году местная «коммуналка устраивала 57% респондентов, в 2016-м – 69%, а сейчас 76%. Оценку «очень хорошо» поставили 5% россиян, в 2016-м так думали 2%. Плавно увеличивается число тех, кто не ощущает проблем в сфере ЖКХ. Сегодня так считают 31% респондентов, три года назад 29%, а в 2013-м – 24%. Снизилось количество негативных отзывов. В этом году критиковали ЖКХ 15% опрошенных, а в 2013-м – 21%. «Очень плохими» охарактеризовали услуги коммунальщиков 4%, в 2016-м показатель был серьёзнее – 13%, а в 2013-м – 15%.

Претензии обнаруживаются, если рассматривать «коммуналку» в деталях. Как и в 2016-м, сегодня 9% респондентов не удовлетворены канализационными сетями. А ситуация с электросетями, кажется, откатилась к 2013 году. Тогда её критиковали 4%, в 2016-м показатель улучшился до 8%, а сейчас упал вдвое.

Многие россияне по-прежнему недовольны качеством услуг управляющих компаний и их персонала. Но здесь динамика положительная: в 2013-м недовольных было 28%, в 2016-м 22%, а в текущем году 21%.

Поступательно улучшается водоснабжение: от 20% недовольных в 2013-м году и 17% в 2016-м до 15% в 2019-м. Негативные отзывы про отопление практически на уровне 2013-го: тогда ругали эту услугу 11%, сейчас 10%. В 2016-м и вовсе 14%.

Отметим, в опросе приняли участие 1500 совершеннолетних жителей городов населением от 100 тысяч человек.

За последние шесть лет число россиян, одобряющих услуги ЖКХ выросло на 17%, резюмировал президент Ромира, доктор социологических наук Андрей Милехин. В то же время тарифы растут ежегодно. «Но 2019 год стал особенным для России в связи с новым решением Минэкономразвития России о повышении тарифов в два этапа. Поэтому в дальнейшем возможны существенные изменения этих показателей, так как при не очень высоком увеличении доходов граждан количество негативного отношения к ЖКХ может увеличиться», – цитирует эксперта газета «Взгляд».

Год назад из-за роста НДС до 20% Минэкономразвития предложило поднять тарифы ЖКХ в два этапа. Ранее плату повышали раз в год 1 июля. В этом году – на 1,7% в январе и на 2,4% с 1 июля.

Опрос Ромира соотносится с недавним исследованием ВЦИОМ. За последние 9 лет доля сограждан, удовлетворённых качеством ЖКХ выросла с 39% до 60%. Однако за 2018-2019 год упало качество вывоза мусора, поддержание в порядке жилья, холодное и горячее водоснабжение, отопление и электроснабжение, считают респонденты ВЦИОМ. Интересно, что около 43% не знают, как называется управляющая компания, обслуживающая их дом.

Очень важно, как именно задать вопрос респонденту, рассуждает директор ИГСО и кандидат в депутаты Мосгордумы Борис Кагарлицкий. «Вас устраивает «Мерседес»? Вы ответите утвердительно. А есть деньги на него? Денег нет, - сказал эксперт порталу TRUD.RU. – Положение в ЖКХ действительно может улучшаться или хотя бы не портиться. Но в стране кризис, платёжеспособность падает». Если раньше, в нулевые и десятые годы проблема ЖКХ считалась краеугольным камнем, сегодня она превратилась в «одну из», говорит Кагарлицкий. Добавились проблемы с работой, зарплатой, доходами, - всё то, что не так остро волновало граждан в «тучные» годы. Кагарлицкий призвал осторожнее относиться к любым социологическим замерам. «Самый верный способ выяснить что думает человек о жизни – поговорить один на один за рюмкой водки. Но на такую методику не хватит ни специалистов, ни печени», - пошутил эксперт.

Напомним, согласно данным аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в прошлом году долги россиян за ЖКХ выросли на 11,6% (более 121 миллиарда рублей). Это меньше, чем в 2016 году, когда недоплата достигала 147 миллиардов. В 2017 году, долги составили 108,6 миллиардов рублей. В 2018 году услуги ЖКХ подорожали на 3,7% при уровне инфляции 4,3%, сообщал Росстат. По его же данным, реальные доходы населения за первое полугодие упали на 1,3%.