В петербургском «Манеже» представлены не реальные проекты реставрации зданий Конюшенного ведомства, а скорее набор деклараций
В городе на Неве открыли выставку проектов реставрации и дальнейшего использования уникального комплекса зданий Конюшенного ведомства. Но ни конкуренции среди архитекторов, ни осознанного выбора среди инвесторов нет. В местном «Манеже» представлены не реальные проекты, а скорее набор деклараций.
Прежнего инвестора, собиравшегося учинить тут помпезный отель, пару лет назад под давлением общественности из проекта изъяли. Теперь несколько мечтателей предлагают насытить памятник истории и культуры музеями, концертными залами, фанзоной чемпионата Европы по футболу и даже фруктовыми садами с прудом.
Все это прекрасно и необязательно, мечты и звуки, как сказал бы молодой Некрасов. Концепции нет, объем реконструкции не установлен, предметы охраны требуют уточнения, о спасении и будущих функциях затопленных подвалов на выставке не упоминается. А ведь этот аварийный комплекс общей площадью более 9 тысяч кв. метров — в самом центре города! На реконструкцию и приспособление объектов под современное использование, по разным оценкам, требуется от 3 до 5 млрд рублей.
Императорские конюшни — это даже не центр, это сердце Петербурга. Тут в церкви Спаса Нерукотворного образа постройки Василия Стасова отпевали Пушкина, а рядом — последняя квартира поэта. С одной стороны красуется Эрмитаж, с другой — Русский музей. Тот самый «золотой треугольник», где ежегодно топчут брусчатку и асфальт 10-12 млн туристов. И где хотелось бы создать новые точки притяжения для горожан тоже. Словом, такой объект требует особого подхода — властей, реставраторов, пользователей. И тем не менее он в печальном состоянии. Кому доверить реставрацию? Как при выборе концепции обеспечить полную безопасность исторических конструкций?
Константин СУХЕНКО, председатель городского комитета по культуре, еще два года назад говорил и остался при своем мнении: Конюшенное ведомство надо бережно реставрировать на бюджетные средства. Разместить там учреждения культуры — музейные, театральные, музыкальные, у которых нет собственных помещений и они сейчас вынуждены скитаться по разным площадкам.
По словам председателя комитета по инвестициям Романа ГОЛОВАНОВА, выставка организована, чтобы узнать мнение горожан о представленных проектах и о том, как они сами видят будущее этого памятника. До конца 2019-го в Смольном определятся с будущими функциями Конюшенного ведомства, после чего проведут конкурс на выбор проекта. Будем надеяться, что эти сроки уже не перенесут, ведь такие же обещания давались и два года назад. Время идет, памятник ветшает, с концепцией так и не определились, финансовая модель восстановления не выбрана.
«Городу и общественности нужно определиться, что должно быть здесь в будущем, — отметил Роман Голованов. — Ведь речь идет о восстановлении наследства, которое нам досталось со времен Петра Великого».
Как бы наследство не промотать в бесплодных разговорах и неосуществленных благих намерениях! Ведь пока даже обсуждения не состоялось: через час после открытия выставки в «Манеже» никого не осталось. Хотя есть разумная и внятная позиция Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
«Наша идея в том, чтобы сделать это пространство лицом города, — сказала «Труду» представитель музея Анна СИРРО. — Здесь уместно рассказать, как о современности, так и о прошлом. Мы хорошо понимаем, какие деньги и компании нужно привлечь, каким образом это может быть полезно городу. Здесь должно быть открытое демократичное пространство и для отдыха, и для получения информации, с развитой инфраструктурой. Мы особенно продвигаем идею создания образовательного центра по развитию городской культуры. Это то, что особенно важно для молодежи. С самого детства нужно формировать понимание того, что бережное отношение к объектам культурного наследия — это как раз гарантия развития города. Важно давать таким объектам жизнь с современным уровнем доступности».
«Пространства Конюшенного ведомства очень велики, это и конюшня, и манеж, и мы можем сформулировать концепции для каждого зала, для каждого закуточка, — продолжает Анна Сирро. — Мы предлагаем использовать их под фестивали, выставки, проводить здесь совместными усилиями культурных институций нашего города большие программы, подобные Венецианской биеннале...»
Почему нет? Ведь город на Неве обладает не только нужными знаниями, но и исключительно богатыми фондами. И сделать здесь постоянную экспозицию музея Санкт-Петербурга — очень даже разумное предложение. Но градоначальники его пока не расслышали.