В Китае коррупционеров расстреливают, в России им предлагают помолчать
Китайское агентство «Синьхуа» сообщило о предъявлении официального обвинения бывшему партийному секретарю города Чунцин и бывшему члену политбюро Коммунистической партии Китая Бо Силаю – во взяточничестве, коррупции и злоупотреблении должностными полномочиями. В ближайшие дни начнется судебный процесс над восходящей звездой компартии. А еще недавно его прочили в состав постоянного комитета политбюро КПК – наивысшего властного органа в Китае, состоящего из семи человек.
А днем раньше в Москве состоялся допрос не менее важного отставного чиновника – экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, отстраненного от должности в ноябре прошлого года в связи с масштабными хищениями в оборонном ведомстве. Это был уже второй допрос экс-министра с момента возбуждения многомиллиардного уголовного дела, в котором господин Сердюков пока не признан ни обвиняемым, ни даже свидетелем – вроде бы просто погулять вышел. Допрос, однако, не получился, ибо экс-чиновник опять молчал – ссылаясь на Конституцию, по которой «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников».
Он и не свидетельствовал – в том числе против одной из главных обвиняемых по делу Евгении Васильевой, находящейся под «домашним арестом» с правом на ежедневные трехчасовые прогулки по Москве и свидания без ограничений со своим «гражданским мужем» – тем самым экс-министром. На допросах, кстати, Васильева тоже молчит.
В отличие от Сердюкова, китайский «товарищ Бо» таких свиданий лишен. Его супругу Гу Кайлай в прошлом августе приговорили к смертной казни с двухлетней отсрочкой – за убийство британского бизнесмена Нила Хейвуда.
Есть между этими резонансными делами и другие отличия. Вот самое главное: китайское следствие менее чем за год собрало доказательства взяточничества Бо Силая на общую сумму в 100 млн юаней – около 16 млн долларов. По китайским законам за это грозит пожизненное заключение или смертная казнь. Ближайший соратник Бо Силая, экс-глава полиции Чунцина Ван Лицзюнь, уже получил 15 лет тюрьмы за взятки в 3,5 млн юаней.
Зато российское следствие, изучая гигантские хищения в Минобороны, с прошлого ноября никак не может разобраться, с кем имеет дело в лице экс-министра: с матерым коррупционером, подпись которого стоит на всех важнейших документах о разбазаривании воинской собственности, или с инфантильным, ничего не понимающим в финансах гражданином, которого несколько лет подряд бессовестно обманывали корыстолюбивые подчиненные (включая «гражданскую жену»).
К месту вспомнить, что в феврале глава Следственного комитета России предположил: следствие по этим делам, видимо, продлится до декабря. И заявил, что по всем выявленным эпизодам (с ущербом более 13 млрд рублей) проводится экспертиза с целью определить виновность Анатолия Сердюкова. «Мы привлекаем экономистов и финансистов, чтобы все это доказать», – сказал глава СКР. С тех пор эпизодов стало значительно больше, в том числе продажа по заниженной стоимости (с откатом) земельного участка в подмосковной Балашихе и части Таврического дворца в Санкт-Петербурге с огромным парком (так называемый дом садовника с двумя флигелями). И опять дела были возбуждены лишь «против неустановленных должностных лиц», хотя в документах есть все фамилии (в том числе Валерия Пузикова – мужа сестры экс-министра) и подписи минобороновских командиров и начальников – соучастников аферы.
Отдадим должное рядовым следователям – многие из них недаром едят свой хлеб. Благодаря их работе уже найден «общак» (или один из «общаков»?) коррупционеров – банковские счета, на которые перечислялась часть средств от мошеннических операций с имуществом Минобороны. Ныне эти счета арестованы – в ВТБ‑24, Мастер-банке, Альфа-банке, Независимом строительном банке и некоторых других. Арестована и «казначей» – некая Ирина Егорова. Как предполагает следствие, именно она занималась легализацией этих денег: часть обналичивала, часть уже «отмытых» капиталов переводила на указанные ей личные счета высокопоставленных жуликов. Поиск подозрительных денег, принадлежащих фигурантам дела «Оборонсервиса», продолжается.
Но вся эта история расследования оборонного мошенничества очень напоминает шутовской аттракцион под названием «бег в мешках», где побеждает не тот, кто умеет быстро бегать, а тот, кто лучше может скакать со связанными ногами. Зрителей же пытаются убедить в честной игре по общим правилам. Первые пять минут смотреть на это смешно, потом становится горько и противно. А рано или поздно возникает главный вопрос: только ли себя и своих близких защищают Анатолий Сердюков и его подельники своим нынешним молчанием? Каким золотом и кто им за это заплатит?
Андрей Бунич, Президент Союза арендаторов и предпринимателей:
– Я надеюсь, что Сердюков не останется на свободе, а все же проследует в соответствующее место для отбывания наказания. Дело слишком далеко зашло, чтобы его можно было спустить на тормозах. Думаю, по осени что-то более определенное будет предъявлено. Потому что в противном случае это сильно ударит по авторитету власти, так как налицо большое количество криминальных эпизодов, и отсутствие посадок не понравится никому, в том числе армии, силовым структурам, да и вообще населению. Могут быть смягчены обвинения, но что‑то в конце должно быть предъявлено.
Иван Грачев, Депутат Госдумы:
– Считаю, что никакими серьезными наказаниями дело «Оборонсервиса» не кончится. Следствие идет вяло, все затягивается. Вообще напрашиваются аналогии с «игорным делом» в Московской области, где прокуроров обвиняли в «крышевании» подпольных казино. В итоге обвиняемые на свободе, дело вернули следователям. Это может произойти и сейчас.