А ТЫ ПИШИ МНЕ МЕЛКИМ ПОЧЕРКОМ...

Главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко предписал с 1 сентября в обязательном порядке маркировать все продукты, содержащие свыше 0,9 процента генно-модифицированных организмов (ГМО). Интересно, что будет с теми, кто не послушается?

Как известно, несколько лет назад была принята другая норма: маркировке подлежала продукция с содержанием ГМО 5 процентов. Однако до сих пор неясно, от какой печки танцевать: 5 процентов от общей массы продукта или от соответствующего ингредиента? В общем, эта норма не работала. Конечно, общественные потребительские организации пытались заставить производителей оповещать покупателей о наличии ГМ-компонентов в продуктах, но, кроме локальных скандалов, последствий не было. По крайней мере общественности не известно ни одного факта, когда Роспотребнадзор оштрафовал бы мясокомбинат, выпускающий сосиски, нашпигованные ГМ-соей, или хоть одну кондитерскую фабрику - за конфеты с ГМО. Хотя, по мнению экспертов, почти пятая часть наших продуктов и минимум треть импортных содержит генно-модифицированные организмы.
Возникает вопрос: будет ли работать новое постановление о "пороге" ГМО? Скоро месяц как в Москве действует постановление столичного правительства "О дополнительных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов", которым предусмотрена возможность добровольной маркировки "Не содержит ГМО" на товарах. Однако найти в московских торговых точках продукты с зеленой этикеткой оказалось не легче, чем иголку в стоге сена.
Заходим в магазин "Копейка" на улице Расковой. Тут даже на самом "трансгенном" товаре колбасе белеют обычные ценники.
- Нам как поставщик привозит, так мы и выставляем товар, - неохотно объясняет продавец Ирина Грипова чересчур привередливой покупательнице. - Никаких зеленых этикеток не было. Это забота поставщика, а не магазина.
Покупатели супермаркета отсутствием маркировки на безопасных продуктах тоже, как оказалось, не слишком озабочены.
- Я и не знала ничего о зеленых этикетках, - говорит пенсионерка Вера Ивановна. - А хоть бы они и были - мне-то что! Без сои - это, конечно, хорошо, но я продукты выбираю не по каким-то особенным этикеткам, а по цене - что подешевле, как пенсия позволяет.
- Да все это происки конкурентов, - вступает в разговор пожилой мужчина.- Пестициды гораздо опаснее. Вред ГМО вообще не доказан. Это та же селекция, только ускоренная.
Недалеко от дискаунтера - маленький магазинчик с непритязательным названием "Продукты". Может, сюда добралось постановление столичной мэрии?
- Какое постановление? - удивляется продавщица. - Мы ничего об этом не знаем. У нас обычные этикетки, зеленых нет. Продукты заказываем те, что спрашивают. Откуда нам знать, есть ли там ГМО?
Аналогичные ответы пришлось услышать и в киосках с продуктами. Да, видимо, еще долго бродить по Москве в поисках символа заботы производителей о нас, потребителях, - зеленой наклейки.
В колбасном отделе супермаркета "Седьмой континент" прошу взвесить мне сосисок, "которые без генно-модифицированной сои".
- Да кто ж его знает, сколько той сои? - участливо вопрошает продавщица. - Разве ж на этикетке правду напишут...
На мой вопрос о маркировке работница магазина говорит то, что я уже слышала: знать не знаем, что привозят, то и выставляем.
- Вот и зря, - включается в разговор покупательница, - не знаешь, как выбрать. Было бы написано "не содержит ГМО", я бы такие продукты покупала. А то травимся непонятно чем...
Последняя надежда - рынок. Вряд ли картошка из Рязани содержит генетически модифицированные организмы: трансгенный прогресс пока, к счастью, не добрался до большинства российских полей. Так что вполне можно рассчитывать увидеть на рынке зеленую этикетку.
- Дэвушка, какой ген модифицированный? - в отсутствие покупателей торговец фруктами только рад поболтать. - Откуда? Ты посмотри, какой черешня красивый? Кто в Крыму будет в дерево ген вживлять?! И зачем? Она и так хорошо растет. Зачем мне этикетка зеленая, если у меня черешня хорошая?
Да, аргумент железный.
Мнение эксперта
Александр БАРАНОВ, глава Общенациональной ассоциации генетической безопасности:
- У нас есть закон "О защите прав потребителей", где в 10-й статье сказано, что маркировать надо все продукты, в которых содержатся ГМ-источники. Невзирая на количество. Получается, постановление Геннадия Онищенко противоречит закону. Надо ужесточать контроль рынка, вносить поправки в Административный кодекс. А то у нас слишком мягкие санкции: мясокомбинату, который ворочает миллионами, за использование трансгенной сои выписывают штраф 10 МРОТ. Для сравнения: в Сербии за использование ГМО производителю светит тюрьма на 2 года. Мы не кровожадные, на тюрьме не настаиваем, но штрафы для предприятий, которые не оповещают потребителей о наличии ГМ-продуктов, следует поднять как минимум на порядок.
А что в регионах?
ВЛАДИВОСТОК n В прошлом году в крае было выявлено 6 случаев повышенного содержания ГМО в продуктах. Например, попались на этом пирожные из США и кремовый суп из Южной Кореи. После проверки на упаковки продуктов нанесли соответствующие надписи, чтобы дальше покупатель сам решал, брать ему такой товар или нет.
В этом году следов трансгенов в товарах, которые импортируются из соседних азиатских стран, не обнаруживали. Как сказали корреспонденту "Труда" в Роспотребнадзоре по Приморскому краю, было взято 898 проб с разных продуктов. Ни одна не показала превышения порогового уровня в 0,9 процента. В Приморье такой работой занимаются три лаборатории. Конечно, им не под силу охватить все, что поступает из-за кордона, поэтому проверки проводятся выборочно.
КАЛИНИНГРАД n "Импортные продукты проверяются в пунктах пропуска, ветеринарного и санитарного контроля, - рассказал сотрудник управления Россельхознадзора Евгений Сафронов. - Вся продукция проверяется на соответствие сертификатам, разрешенным Минсельхозом РФ. Продукты, которые могут включать ГМО, направляются в Москву на экспертизу. Растаможка производится только после получения результатов. Сейчас приобретается оборудование, чтобы проводить такую проверку на месте.
- Я знаю, что определенное количество трансгенов в продуктах разрешено, - говорит Данута Седова, с которой мы разговорились возле мясного прилавка в магазине. - Но мне бы хотелось, чтобы ГМ-добавок на моем столе вообще не было. Надеюсь, с введением маркировки товаров мы будем более ясно себе представлять, что покупать, а что не стоит.