ЧТО ТЕЧЕТ ИЗ ЗОЛОТОГО РОГА?

Красивейшая бухта в виде огромного рога (поэтому и назвали ее Золотой Рог) разрезает Владивосток пополам. Когда первый русский корвет "Америка" в 1859 году вошел в эти прозрачные воды, моряки были поражены богатым подводным миром гавани. Здесь водилась разнообразная рыба, "морской женьшень" - трепанг, краб, мидия и другие обитатели дна морского.

Сегодня картина другая и плачевная: в Амурский залив, который с северо-запада омывает Владивосток, а также в бухту Золотой Рог из года в год сливается канализация, сбрасываются отходы со всего городского хозяйства, а также с морских судов и военных кораблей Тихоокеанского флота. Экологическое состояние Амурского залива и бухты было признано катастрофическим еще десять лет назад. Экологи подсчитали, что в донных отложениях Золотого Рога содержалось 49 процентов мазута и грязи. Здесь накопилось 1186 тонн свинца и 2623 тонн марганца. Сколько же еще прибавилось за прошедшее время!
Одним из источников загрязнения акваторий являются затопленные боевые корабли, рыболовецкие сейнеры, сухогрузы. Вдоль побережья всего Приморья их тысячи. Только в Золотом Роге под водой можно насчитать не менее тридцати ржавеющих корпусов. Но "подводные кладбища" - лишь одна из внушительного списка проблем загрязнения природной среды. Давно известно, что заходящие в порт суда не всегда обслуживаются по полной программе. То есть с них забирают твердые отходы, а вот нефтесодержащие отработанные продукты зачастую остаются в специальных емкостях судов. Под покровом темноты их сливают в Амурский залив.
Конечно, во Владивостоке есть несколько фирм, которые занимаются обслуживанием судов, находящихся в гавани. Однако не все они добросовестно выполняют свои обязанности, хотя деньги берут исправно. Например, одна из них - "Трансэко" - до сих пор не имеет морских мусоросборщиков. Поэтому собирает замазученные воды только с поверхности бухты. Но даже их негде утилизировать.
Фирма "Орион-сервис" тоже не имеет своего судна-сборщика, и поэтому занимается лишь сбором твердых отходов, которые вывозит на грузовичке. Но при этом берет оплату, как за обработку морских судов по полной схеме...
Для содержания бухты Золотой Рог хотя бы в относительно приемлемом экологическом состоянии требуется серьезные бюджетные вложения. Сегодня же на чистоту акватории расходуются сущие крохи. И хотя в администрации Приморского края создана вневедомственная комиссия, которая занимается наблюдением за экологическим состоянием акваторий, окружающих Владивосток, чиновники в упор не замечают нефтяных пятен, разводов, мусорных волн в самом центре столицы Приморья. Но с упоением говорят о возможном проведении во Владивостоке встречи глав государств стран региона в 2014 году, обсуждают планы строительства мостов, по которым высокие зарубежные гости будут проезжать над загаженными бухтами, спеша на обсуждение, в том числе и вопросов экологии.
В настоящее время в Приморье осталось всего три центра по очистке прибрежных акваторий. Между тем их должно быть как минимум 12. Существующие оплачивают все расходы из собственного кармана, не получая ни копейки из бюджета. Конечно, если органы власти и общественные организации поставят перед собой задачу решить экологические проблемы, то можно найти финансовое обеспечение, считают специалисты. Но пока этого нет. И все пущено на самотек. Например, недавно выяснилось, что боевые корабли Тихоокеанского флота и Дальневосточного пограничного округа, сливают замазученные воды прямо в залив Петра Великого. Без всякой очистки.