В КОСМОНАВТЫ? ЧТО-ТО НЕ ХОЧЕТСЯ

Даже инженеры и конструкторы знаменитой Ракетно-космической корпорации "Энергия", так страстно мечтавшие в недавнем прошлом попасть в отряд космонавтов и прилагавшие для этого колоссальные усилия, сегодня с вялым равнодушием отнеслись к возможности стать покорителями звездного океана. Объявленный в прошлом году новый набор в Центр подготовки имени Юрия Гагарина преподнес весьма неприятный сюрприз: впервые за четыре десятилетия на предприятии, где создаются пилотируемые корабли для звездного океана, не было необходимого количества претендентов. Невероятно: создатели космической техники не хотят лететь на околоземную орбиту!

Всего в прошлом году и первой половине нынешнего было подано около десяти заявлений, однако медицинскую комиссию прошла только 28-летняя Елена Серова, специалист "Энергии", работающая в Центре управления полетами. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, обратились с соответствующим предложением к пятикурсникам ряда технических вузов, готовящих кадры для "Энергии" и других предприятий космической отрасли. Можно представить, какой бум вызвал бы подобный призыв лет эдак 20 назад. А ныне... Предложение, как сообщил журнал "Новости космонавтики", не вызвало массового энтузиазма ни в авиационном институте, ни в техническом университете имени Баумана, этих "кузницах крыльев". Лишь в МИФИ нашлась группа желающих "пойти в космонавты". Но по разным причинам, прежде всего медицинским, никто из студентов не получил путевок в Звездный.
Поиск новых слушателей с инженерным образованием и крепким здоровьем продолжается. Но ответа требует главный вопрос: чем объяснить падение интереса среди технарей к, казалось бы, и сегодня романтичной, уникальной и по-настоящему интересной профессии? Как обеспечить устойчивый интерес к профессии, несколько десятилетий остававшейся самой престижной в стране, давшей миру Циолковского, Королева и Гагарина? Об этом мы беседуем с ветераном космической отрасли, бывшим секретарем Государственной комиссии по пилотируемым пускам, продолжительное время курировавшим в Минобщемаше отряд космонавтов, а нынче главным специалистом Центрального научно-исследовательского института машиностроения, лауреатом Государственной премии Владимиром ХОДАКОВЫМ.
- Владимир Николаевич, вы сами не мечтали в свое время стать космонавтом?
- Конечно же, мечтал. И подавал заявление. Состоялась даже беседа с Сергеем Павловичем Королевым. Но, во-первых, в те времена был очень жесткий медицинский отбор, а во-вторых, рассматривали заявления только инженеров, конструкторов, работавших уже несколько лет на предприятии в Подлипках - теперь это РКК "Энергия". Я знаю специалистов, которые в молодые годы отказывались от заманчивых перспектив карьерного роста на других предприятиях ракетно-космической отрасли и добивались перевода в Подлипки с единственной целью - попасть в отряд космонавтов.
- Что же случилось сегодня, чем не устраивает специалистов профессия космонавта?
- Я обсуждал эту необычную ситуацию с некоторыми специалистами РКК "Энергия", в том числе и с космонавтами. Суммируя услышанное, выделил бы несколько причин. Во-первых, не очень ясно, когда новичок, прошедший подготовку в ЦПК, полетит в космос. Может случиться так, что не полетит вообще. Сейчас на орбиту, к Международной космической станции, отправляются в течение года всего 2 корабля "Союз", то есть 2 - 3 российских космонавта, как правило, имеющие опыт космических полетов. Даже когда на станции, как планируется с 2009 года, будет работать экипаж из 6 человек (сейчас в звездном доме - трое), новички все равно должны будут подолгу ждать своей очереди.
Испытание ожиданием - самое трудное, причем нет ведь никаких гарантий. Многие инженеры, летчики годами ждали осуществления своей мечты, но так и не дождались. Это Петр Колодин, Владимир Бугров, Геннадий Долгополов, Михаил Бурдаев, Юрий Пономарев, Ирина Пронина, Наталия Кулешова - да всех невозможно перечислить. Один из последних примеров: два года назад была отчислена из ЦПК Надежда Кужельная. Считалась перспективным кандидатом на полет. Между прочим, она была принята в отряд еще в 1994-м... Проходят годы, жизнь, а где-то на другой работе они могли бы сделать себе неплохую карьеру. Вот представители нынешнего, более прагматичного, поколения и думают: стоит ли рисковать?
Вторая причина - низкая зарплата нелетавших космонавтов. На своем предприятии толковый специалист будет продвигаться по служебной лестнице, получая более высокое вознаграждение. А в Звездном зарплата оказывается "замороженной". Между тем нынешние молодые специалисты после окончания вузов, как правило, стремятся побыстрее реализовать свой интеллектуальный потенциал и получать чуть ли не сразу 50-60 тысяч рублей.
- Но и раньше не летавшие космонавты не купались в деньгах, не так ли?
- Раньше это была совершенно особая, овеянная ореолом славы профессия. Даже не летавший космонавт чувствовал себя причастным к особому, секретному и чрезвычайно важному для страны делу. Овеянные романтикой полеты в неизвестное... Сейчас это если и не обычная, то все-таки не такая уж редкая профессия.
Кстати, и в целом в ракетно-космической отрасли сложилась непростая кадровая ситуация. До 1990-го на наши предприятия приходили около 20 тысяч выпускников вузов и техникумов, а в последние годы приток молодых специалистов резко сократился. Средний возраст работников на заводах составляет 46,2 года - это на 5 лет выше, чем в целом по российской промышленности. Намечены меры по исправлению ситуации, но на это потребуется время.
Между прочим, в первый отряд космонавтов в 1960-м были отобраны 20 человек из 3400 желающих. Уже в наши дни в Малайзии было подано более 11 тысяч заявок в конкурсную комиссию по отбору первого малайзийского космонавта, который полетит на орбиту на нашем "Союзе". Из 11 тысяч отобрали четверых...
- Сколько получает российский космонавт за полугодовой полет?
- По-разному - в зависимости от сложности программы, количества выходов в открытый космос, эффективности выполнения программы, проявленного героизма, мастерства. Перед каждым полетом с космонавтом подписывают контракт. Сумма, указанная в нем, не разглашается. Но в среднем материальное вознаграждение за полугодовой полет может составить ориентировочно от 900 тысяч до 1,2 миллиона рублей.
- Много ли землян летало в космос? И какова сегодня численность отряда астронавтов НАСА (США) и российского?
- В космосе побывали 443 человека, из них 99 наших космонавтов. В отряде НАСА - 101 астронавт, в российском - 37.
А в это время
На днях в Россию приедут из Малайзии четыре кандидата в космонавты, которые были отобраны из 11 тысяч человек, участвовавших в конкурсе. Четверка счастливчиков пройдет новую медицинскую комиссию и серию тестов, после чего будут отобраны основной член экипажа и его дублер. Полет первого малайзийского космонавта запланирован на октябрь следующего года.