Теперь уже вряд ли найдешь землемеров, что обустраивали границу после распада Союза. Председатель приграничного колхоза в Севском районе говорит, что у него никто не спрашивал разрешения отрезать две версты для нейтральной территории: взяли и оттяпали. При этом не смутились тем, что украинская сторона разместила свои таможенные службы сразу за речушкой, по которой проходит граница. А спустя короткое время эта нейтральная, а фактически российская земля превратилась в полосу анархии и бандитского беспредела. Для взяточников в этом был великий смысл. В рукотворном "гуляйполе" скапливаются сотни фур, водители которых жалуются на бесконечные поборы.
- Мы просто ужаснулись, когда увидели, во что превращена полоса нашей земли, - рассказывает председатель экологического комитета Брянской областной Думы Людмила Комогорцева. - Дорога разбита страшно. Нет ни туалетов, ни контейнеров для мусора. Вечером украинские сутенеры подвозят автобусами проституток, а расторопные бабули разносят горилку. Бандиты режут тенты фур и разворовывают товар.
По словам заместителя председателя областной Думы Анатолия Бугаева, созданы все условия для поборов:
- Во всяком случае, груженый транспорт простаивает неделями. В последнее время многие предпочитают гнать свои автомобили на белгородский участок границы, делая крюк в 120 километров.
Украинская сторона начинается ровным асфальтом и новыми зданиями служб. Наши таможенники и пограничники много лет сидят в затрапезных вагончиках. Досмотр машин с пристрастием превращается для них в серьезную задачу, не говоря уже об оформлении документов. Могла бы получать область доходы от обслуживания границы. Однако федеральные службы не развивают переход, а у области нет таких прав. Депутаты призвали к ответу начальника Брянского пограничного отряда Сергея Данилина. Попытались разобраться, почему такой беспредел в "Троебортном". После ответов главного областного пограничника один из депутатов бросил реплику:
- У вас там главный - прапорщик, который уже лоснится...
Очевидно, тут не до защиты национальных интересов. Пограничники ухитрились не заметить, что украинцы уже хозяйничают на нашей территории. Метрах в 70 от границы, на российской земле, есть стела, на которой гнездятся аисты. Украинцы любовно размалевали стелу в желто-голубой цвет и написали название своей страны. Отторгнутую землю пришлось "отмалевывать".
Под напором депутатов пограничники заявили, что установят перед ручьем шлагбаум. От проституток это, может, и избавит, но вряд ли улучшит имидж "юго-западного форпоста России", как высокопарно именуют этот переход. Когда появятся стоянки, мотели, досмотровые площадки и эстакады, не знает никто.
По словам Анатолия Бугаева, сейчас деньги с перехода текут в карманы пяти столичных таможенных операторов. Депутат Юрий Петрухин пообещал: "Мы покончим с такой ситуацией, когда область сама по себе, а граница - сама по себе!" Особые надежды возлагают в Брянске на региональную программу "Юго-западные ворота России". Депутаты призвали губернатора срочно созвать совещание в "Троебортном", а от Федеральной таможенной службы потребовали объяснить, почему автопереход вместо "лица" России стал ее задворками.