Напомним, что премьер подписал поначалу завернутый им документ в конце июня. Месяц спустя постановление вступило в законную силу. По старому порядку за ввоз "свежей" машины "физики" на таможне платили 0,85 евро за 1 куб. см, если объем двигателя был меньше 2,5 литра, и 1,4 евро - если больше. Автодилеры при этом оплачивают 25-процентную пошлину, таможенный сбор (0,15 процента от стоимости), акциз (10 рублей за каждую лошадиную силу "движка") и 20-процентный НДС. В зависимости от марки машины всех платежей набегало до половины стоимости автомобиля. Ряд автодилеров использовал подставных частников для массового импорта иномарок в Россию.
Правительство решило закрыть лазейку, а заодно существенно пополнить казну за счет уравнения всех участников рынка. Теперь частники должны будут платить по новой шкале. Оплата каждого "кубика" для физлиц составит: при двигателе объемом от 1 до 1,5 тысячи куб. см - 1 евро, 1,5 - 1,8 тыс. куб. см - 1,5 евро, 1,8 - 2,3 тыс. куб. см - 1,75 евро, 2,3 - 3 тыс. куб. см - 2 евро. За иномарки с более мощными двигателями владельцам за каждый "кубик" придется заплатить 2,25 евро.
Новые правила растаможки заставят многих покупателей отказаться от приобретения иномарки. Ведь в среднем по кругу довольно приличная по российским меркам иномарка обойдется владельцу на 2 - 3 тысячи долларов дороже. Впрочем, эксперты замечают, что повышение цен произойдет не раньше, чем через пару месяцев, когда будет израсходован лимит ввезенных перед "уравниловкой" автомобилей этого возраста. Пока правительство размышляло вводить или нет новые правила, перегонщики время зря не теряли. По данным Государственного таможенного комитета, только за январь - май, и только "физиками", в Россию было ввезено 127 тысяч машин - больше, чем за весь прошлый год.
Аналитики рынка полагают, что повышение пошлин для частников не заставит их отказаться от покупки еще молодой иномарки. Ведь цена таких машин в зависимости от модельного ряда находится в ценовом диапазоне 10 - 20 тысяч долларов и даже выше. Так что люди, отнюдь не бедные и знающие толк в хороших машинах, не пересядут на наши "ВАЗы" и "ГАЗы". Кому-то, конечно, придется на время отложить покупку авто, кому-то покажется более выгодным, подтянув пояс, замахнуться на новую "иностранку" российской сборки. Благо сегодня в России уже работает ряд известных автоконцернов, за первое полугодие продавших на нашем рынке 12 тысяч автомобилей. Всего же за это время в стране было продано более 80 тысяч новых иномарок. Тогда как отечественный автопром реализовал более 472 тысячи своих авто. Так что повышение пошлин случилось к радости зарубежных производителей, работающих в России, и бюджета, в который потекут дополнительные деньги из кармана россиян.
Этим же постановлением правительство изменило порядок ввоза в страну грузовых автомобилей. Правда, пока пошлины на грузовики не повышены, но введена так называемая градация на машины старше 7 лет и "свежак" от 3 до 7 лет. По аналогии с "легковушками" эта мера есть не что иное, как увертюра перед предстоящим процессом повышения таможенных пошлин для грузовых иномарок.