СМУГЛОЛИЦАЯ БРИТАНИЯ

Год назад, в ночь с 7 на 8 июля 2001 года, группа "белых" мужчин, выйдя уже "тепленькими" из паба, стала громко выкрикивать оскорбительные расистские лозунги в адрес "цветных". И вскоре городок Брэдфорд на севере Англии охватили побоища и погромы: в ход пошли камни, бутылки с зажигательной смесью, петарды, бейсбольные биты. Взрывались бензобаки у подожженных припаркованных у обочины автомобилей. С треском вылетали витринные стекла. В рукопашную сошлись более 900 полицейских и около тысячи молодых людей с отчетливо выраженной азиатской внешностью."Эта ночь стала кошмаром для небольшого города на севере Англии, где еще в недавнем прошлом отношения между представителями разных культур были совершенно добрососедскими", - утверждал обозреватель Би-би-си. Но как быть с высказываниями белых британцев, обошедшими местную прессу? "Они все захватывают в свои руки, а местные власти тратят на них куда больше денег, чем на нас", -- говорил пожилой человек. Кто такие "они"? Ответ в выкрике одного из подростков: "Азиаты! Это они во всем виноваты! Из--за них у нас масса всяких проблем.- Их нужно отправить назад -туда, откуда они явились!"Что сегодня представляет собой этнически многоликая Британия, вместившая в себя говор, а подчас и гонор многих бывших подвластных народов, а также затаившиеся предрассудки той эпохи, когда над раскинувшейся на полмира империей никогда не заходило солнце? Выяснить это на месте отправился наш специальный корреспондент...

Место действия: Лондон. Школа Тивертон. Во двор школы на время "переменки" высыпали шестилетки, учащиеся младших классов. У разговорчивого Нила папа с мамой родом из Алжира, а сам он появился на свет уже на своей второй родине. И потому на вопрос, откуда он, без промедления отвечает: "Из Англии". А у темноглазой с вишенками-глазками Лейлы особый оттенок ее смуглой кожи выдает в ней индианку. "Откуда я родом? - переспрашивает меня девчушка. - Из Лидса, графство Йоркшир".
Вокруг меня образовался водоворот шумной и беспечно радостной малышни - больше всего из Сомали и Малайзии. Попалась даже девочка с печальными глазами - беженка из Афганистана. В конце концов мое корыстное любопытство, заставлявшее задавать один и тот же вопрос, откуда они будут, было полностью удовлетворено. Слышался однотипный ответ: "Из Англии".
Хозяйка-распорядительница школы Валери Аспден с неподдельной гордостью поведала о том, что каждые четверо из пяти ее питомцев - мусульмане, что они открывают курсы турецкого, поскольку в последнее время в этом районе Лондона увеличилась доля иммигрантов, для которых турецкий - родной язык.
- Наша философия жизни, - рассказывает госпожа Аспден, - строится на двух принципах. В школе мы учим терпимости и искусству общежития. Мы не навязываем вероисповедание, хотя власти рекомендуют нам план занятий, основанный на христианских ценностях. Но у нас 78 процентов учеников приходят из семей, где родители исповедуют ислам. В нашей школе мы исходим из того, что нужна свобода выбора.
Вместе с тем Тивертон - это больше, чем школа для малолеток, это еще и учебный центр для их родителей. Валери Аспден сообщила, что для быстрой и безболезненной адаптации новых иммигрантов они создали курсы английского языка: уроки идут пять раз в неделю - бесплатно.
Бирмингем. Молодежный форум бангладешцев. Всего в городе и окрестностях обитает 30 тысяч выходцев из Бангладеш, при этом двое из каждых трех - моложе 24 лет. Один из них - Сайдул Хак, 22-летний парень, рассказывает, что у них в общине "две постоянные головные боли". Немногие выпускники вузов могут пробиться на ключевые должности в крупных компаниях, как государственных, так и частных. Мучит наркозависимость подростков, "сидящих на игле" и ставших заложниками героина или "крэка". Сайдула привезли на Британские острова, когда ему было два года, и если вычесть из уравнения его ярко выраженный азиатский генотип, превращающий его в "лицо такой-то национальности", то по таким слагаемым, как язык и манеры, его легко можно принять за чистокровного британца. Но не все слава Аллаху: Сайдул до сих пор ищет то, что принято называть в свободном мире "равными стартовыми возможностями".
- Бытует общее представление, что коль скоро ты бенгалец, то ты как бы не совсем гражданин этой страны. При этом попрекают тем, что ты, мол, поддерживаешь команду из Бангладеш, когда она играет в крикет с командой Британии. Если честно, мое поколение не вполне удовлетворено своим нынешним положением. Но мы верим, что все может измениться.
В 70-е годы в период экономической депрессии, не разбирающей цвета кожи и одинаково безжалостной ко всем, белая Британия ввязалась в полемику: иммигранты-чужаки отнимают работу у коренного населения. Психологический эффект свелся к тому, что новоприбывшие стремились поскорее раствориться, утратить свою этническую идентичность, стать "как все". В 80-е годы загнанное было в подполье чувство национальной гордости проросло буйными побегами. Уличные безобразия, выплеснувшие частично накопившееся отчаяние отверженных, привели к тому, что для первых двух волн иммигрантов, выходцев из Карибского бассейна и Африки, а затем Индии, приоткрыли путь наверх. Им дали доступ к номенклатурным должностям для среднего управленческого звена в бизнесе и на государственной службе. И все же из 117 членов городского совета в Бирмингеме лишь 22 представляют этнические меньшинства.
- Что считать типичными британскими ценностями? - размышлял вслух Сайдул Хак. - Лощеных денди в лондонском Сити в шляпах-котелках? Или национальный флаг Юнион Джек? А как быть с вековой традицией деления всех на классы? На высший свет, средний класс и работяг? У них у каждого ведь своя шкала жизненных ценностей...
Сайдул Хак - правоверный мусульманин, посещающий мечеть и исправно совершающий пять намазов в день.
Брэдфорд. Местное РОНО. Мэри Уилсон прежде учительствовала - преподавала в местном университете в Брэдфорде, теперь на пенсии и занимает не последнюю должность в совете по делам образования при епархии англиканской церкви, своего рода местном "районном отделе народного образования" (РОНО). В городе насчитывается примерно 40 аналогов наших ЦПШ - церковно-приходских школ.
После того как Мэри Уилсон констатирует, что после притока иммигрантов, чья родословная цепляется корнями за Индостанский субконтинент, "наблюдается отток белых граждан в другие районы", допытываюсь: а делаются ли попытки епархиальным РОНО воспитывать школьников из иммигрантских общин "в правильной вере", вовлекать их в лоно англиканской церкви, считающейся "государственной" церковью? А заодно: применяется ли в Брэдфорде американский опыт десегрегации, когда на школьных автобусах, скажем, детей из преимущественно "черных" районов или кварталов развозят поутру в школы с преобладанием белых, и наоборот?
- Нет, у нас это не практикуется. Каждый ходит в школу по месту жительства. Но мы никого не индоктринируем. У нас отсутствует такой сектантский подход к вере. Никого не заставляют, скажем, присутствовать на утренней молитве, - уверенно отвечает Мэри Уилсон. - Мое личное мнение: не имеет ровным счетом никакого значения, как именовать божество - Господь Бог или Аллах.
Кстати, по настоянию обеспокоенных отцов нации новшеством в школьной программе, принятой во всем королевстве, стало появление такого предмета, как "гражданство".
Подпольные расисты, не смеющие вслух и публично высказать неполиткорректные суждения о пришельцах, все же запустили такую сентенцию: "В Юнион Джеке (как именуют государственный флаг Великобритании) нет черного цвета". Хлестко, но неубедительно. Хотя бы потому, что этническое полотно сегодняшней Британии не такое черно-белое, как хотелось бы ревнителям чистоты расы. Случается, что дети родителей - выходцев из стран Карибского бассейна ходят в школу, которой заведуют адвентисты Седьмого дня. А бывает, что в мечети можно встретить белых мусульман...