В России же в одну трубу загоняется разная по составу и по качеству нефть. Наши районы нефтедобычи разительно отличаются друг от друга, и нефть в них добывается разная: где-то она богата легкими фракциями, где-то, наоборот, отличается высоким содержанием серы и смол. Качественная нефть хороша не только для переработки, но и для транспортировки, для продажи на экспорт. Она без проблем пройдет любой экзамен на качество и получит "зеленый свет" на входе в нефтепровод. "Тяжелая" нефть - идеальное сырье для химической промышленности. Но она требует значительно больших затрат как на стадии добычи, так и на этапах переработки.
Крупные вертикально интегрированные нефтяные компании, ведущие добычу в перспективных районах на новых месторождениях, где в общем-то и добывается качественная нефть, обеими руками "за" банк. Их оппоненты (среди которых есть и крупные компании, но работают они в основном в старых промысловых районах) считают, что введение БКН - шаг преждевременный, российские нефтяники к нему не готовы.
Борьба мнений обострилась в ходе подготовки законопроекта "О трубопроводном транспорте".
На выездном заседании комиссии по естественным монополиям Совета Федерации, проходившем в Уфе, председатель комиссии Михаил Одинцов заявил, что создание института БКН должно сопровождаться разработкой эффективных компенсационных мероприятий для компаний, добывающих "тяжелую" нефть. Иначе ситуация в отрасли осложнится.
При введении банка качества "плохая" нефть окажется дешевле стандартной на 30 - 35 долларов за тонну, поскольку компании, поставляющие такую нефть, должны будут оплачивать компенсационные скидки "за ухудшение качества нефти вследствие ее смешения при транспортировке по системе магистральных труб". При даже незначительном снижении цены на мировых энергетических рынках добыча этой категории нефти станет убыточной. Чтобы не разориться, компании станут останавливать скважины и сворачивать добычу "черного" золота. Если ситуация будет развиваться в таком ключе, то, по прогнозам экспертов, в стране закроется до 30 тысяч рабочих мест (с учетом сернистых производств) и появится столько же тысяч безработных.
Кроме того, вопрос о банке качества тесно связан с загрузкой отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Нефтяные компании неохотно поставляют сюда сырье, хотя никто не отрицает, что продукты нефтепереработки стоят значительно дороже сырой нефти.
- Нехватка сырья на нефтеперерабатывающих заводах - вопрос не экономический, а политический,- заявил председатель Совета Федерации Сергей Миронов.- Продавать сырую нефть недопустимо. Почему не перерабатывать ее и не зарабатывать на этом?
У нас в стране есть предприятия, способные выпускать высококачественную продукцию. В Башкирии, например, создан мощный нефтехимический комплекс, глубина переработки сырья на некоторых предприятиях достигает 65 процентов. Для сохранения конкурентоспособности на мировых рынках башкирские нефтехимики намерены увеличить уровни переделов, а также расширить и обновить ассортимент продукции.
К сожалению, правительство страны занимает пока стороннюю позицию в отношении нефтехимии, решив, что рынок сам расставит все по местам. Но специалисты считают, что пока не будет внятного государственного регулирования ТЭКом, нефтяные компании будут гнать сырье на экспорт. Для этого они и требуют введения банка качества нефти. Ведь легче продать товар (пусть даже дешевле) богатому дяде и сразу получить деньги, чем ждать, пока завершит рабочий цикл вся цепочка от скважины до конечного продукта...
КОММЕНТИРУЕТ ПОЛИТИК
Муртаза Рахимов, президент Башкортостана:
- Банк качества - надуманная проблема. Речь надо вести не о том, как продавать сырье, а о том, как его перерабатывать. Экономике нужны любые типы нефти - и сернистые, и высокосмолистые, и легкие фракции. И подставлять под удар их добычу - недопустимо. Основная часть сырья должна поступать на наши нефтеперерабатывающие предприятия, а не на экспорт. Другое дело, что не все российские НПЗ могут выпускать продукцию такого качества, как в Башкирии. Значит, надо модернизировать производства, надо готовить новых классных специалистов в нефтехимии. Нужна грамотная государственная политика, направленная на развитие отечественной нефтехимической отрасли. На мой взгляд, беда в том, что в Министерстве энергетики нет ни одного серьезного специалиста в этой сфере. Ну как можно управлять отраслью, когда не владеешь проблемой? Кстати, в энергетической стратегии страны, разработанной до 2020 года, о судьбе нефтехимической отрасли тоже ничего не сказано.