"ОПЕРАТОР - ЭТО НЕВЕСТА..."

В рамках ХХII Московского международного кинофестиваля в Музее кино открылась ретроспектива замечательного оператора Павла Лебешева.

Представить сегодня, что у Павла Тимофеевича какая-нибудь другая, пусть и кинематографическая, профессия решительно невозможно, потому что оператором он стал, как принято говорить, по призванию. А если учесть, что он еще школьником бегал на "Мосфильм", где подвизался больше по технической части, и его отцом был знаменитый оператор Тимофей Павлович Лебешев, то можно сказать, что с этой профессией он родился.
Павел Лебешев заочно закончил вгиковскую мастерскую Анатолия Головни, и что касается эстетики, то склонен причислять себя к петербургскому направлению, представленному Андреем Москвиным. На вопрос, кто, по его мнению, в кино "главный", он непременно скажет: "Оператор - это невеста: могут позвать, а могут не позвать - и будешь сидеть без работы. Главный в кино - режиссер". Но, опираясь на огромный собственный опыт: более 30 лет за камерой, почти 60 картин, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного кинематографа, он прекрасно знает, что фильм может получиться только в том случае, если взгляды режиссера и оператора совпадают, то есть при одинаковом видении будущей ленты. Вот тогда начинается сотворчество, и оператор в нем - соавтор режиссера.
Таким соавтором Павел Лебешев много лет был у Никиты Михалкова, с которым они вместе сделали лучшие михалковские фильмы, начиная с раннего - "Свой среди чужих, чужой среди своих" и заканчивая последним - "Сибирским цирюльником". Небольшая пауза в их совместном творчестве, которая наступила после фильма "Без свидетелей", была связана, как уверяет Павел Тимофеевич, с "чисто профессионально-творческой усталостью".
В фильмах Никиты Михалкова он создал нежную, прозрачную атмосферу - условно говоря, запечатлел трепет листьев и движение капель росы. В совершенно другой манере он снял "Ассу" Сергея Соловьева, где запечатлел будто специально сконструированное холодное пространство. А фильм Георгия Данелии "Кин-дза-дза" так вообще вещь для Лебешева неожиданная - объемный, фактурный, заведомо фантастический мир. Можно вспомнить еще "Белорусский вокзал" Андрея Смирнова, "Кавказский пленник" Сергея Бодрова, "Привет, дуралеи!" Эльдара Рязанова. Он работал также с Витаутасом Жалакявичюсом, Романом Балаяном, начинал снимать с Андреем Тарковским картину "Белый, белый день" (так назывался сценарий "Зеркала")...
Не так давно Павел Тимофеевич еще раз оказался соавтором Сергея Соловьева в новой ленте режиссера "Нежный возраст", которая готовится к выходу на экраны. А пока можно посмотреть фильмы, вошедшие в ретроспективу мастера, среди которых короткометражная черно-белая лента Андрея Смирнова "Ангел" (много лет пролежавшая "на полке" и показанная только во время перестройки), "Раба любви" и "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" Никиты Михалкова, "Избранные" Сергея Соловьева, "Над темной водой" Дмитрия Месхиева и другие.