Первыми на концерт пригласили врачей
Впервые за три месяца (карантинный счет пошел 19 марта) Мариинский театр открыл двери для публики и сделал это первым и пока единственным среди театральных коллективов России. В один день было дано сразу два концерта, открывающих знаменитый петербургский фестиваль «Звезды белых ночей».
Днем в знак особой признательности пригласили врачей, а вечером был дан общедоступный концерт, билеты на который желающие могли купить исключительно на сайте театра — кассы пока закрыты. Перед входом каждому давали маску и перчатки, измеряли температуру. Было разрешено собрать аудиторию не более чем в 500 человек.
Впрочем, на дневном концерте не было и такого «карантинного аншлага», а среди трех десятков человек, кого удалось опросить, не отыскалось ни единого действующего врача. Один ответил, что уже на пенсии, двое — что врачи по образованию, но по профессии давно не работают. Все остальные местом своей службы называли какие-то околомедицинские комитеты, фонды и прочее. Может, когда вирус окончательно отступит, у Мариинского появится шанс исполнить свой прекрасный замысел по-настоящему и в театр найдут время и силы прийти герои нашего времени?
Первой музыкой, что ожила в мариинских стенах после долгой паузы, стала увертюра к оперетте Штрауса «Летучая мышь». Выбор может кого-то удивить, но вспомним, что единственным театром, проработавшим в Ленинграде все трагические дни военной блокады, был Театр музкомедии, и нынешнее исполнение можно было воспринять как поклон Гергиева своим давним героическим коллегам. Ш-траусовская музыка звучала поначалу необычно замедленно, будто с трудом выбираясь на свободу...
Первой из солистов на сцену вышла Оксана Шилова с чардашем Розалинды. И тут стало очевидно, какое испытание для певцов — выступать после трех месяцев публичного молчания. Безумное волнение отражалось на лицах исполнителей. Но ближе к финалу короткого концерта тревоги понемногу отступили, и Роман Бурденко мастерски исполнил арию Жерара из оперы Джордано «Андре Шенье», а феноменальная Елена Стихина представила гавот Манон из одноименной оперы Массне. Правда, радость встречи с высоким искусством смазал неожиданно вступивший поверх музыки механический голос информатора, мрачно призвавший всех соблюдать социальную дистанцию, а в финале замогильно провозгласивший: «Пусть лето будет ярким!» Зал оторопел, но музыканты под дирижерским началом Гергиева мужественно не остановились и довели исполнение до финала.
На вечернем концерте странный и-нфоролик уже не крутили. И публики пришло значительно больше — наверное, все разрешенные пять сотен человек. Это были, со всей очевидностью, абсолютно счастливые люди, наконец дождавшиеся встречи с любимым театром. Тут особая нагрузка выпала на девушек-билетеров, которые почти каждому в индивидуальном порядке напоминали о необходимости не расставаться в зале с маской и перчатками. Но при первой же овации выяснилось, что «резиновые» аплодисменты звучат странным, немного даже унитазным кваканьем. Нет, публика не расстроила Роспотребнадзор, не сняла перчатки, просто стала хлопать еще темпераментнее.
В вечернем концерте Татьяна Сержан великолепно исполнила арию Манон Леско из одноименной оперы Пуччини, Михаил Петренко в шаляпинском ключе спел знаменитую «Элегию» Массне. Фрагменты из «Андре Шенье» представили Сергей Скороходов и Владислав Сулимский, а Екатерина Семенчук предстала и-зумительной Иоанной из «Орлеанской девы» Чайковского.
Насколько удалось понять, Мариинский театр готовит в скором времени полномасштабные премьеры «Летучей мыши», «Андре Шенье» и, быть может, «Орлеанской девы». И то, что нынешние концерты продемонстрировали шаг в этом направлении, очень важно. По сути, это призыв к обществу — помочь остальным театрам страны поскорее вернуться к их нормальной работе и сыграть для публики все, что намечено. Ну и подтверждение того, что даже в трудных сегодняшних условиях можно, не нарушая никаких норм, и автограф у любимых артистов взять, и букеты им передать.
Хочется также обратиться к Роспотребнадзору, чтобы он действовал умно, в интересах людей, а не ради хлесткости инструкций. Ведь человек даже в самые трудные, драматические моменты истории нуждается не только в хлебе насущном, но в общении, празднике, искусстве. Пусть же нынешние «Звезды белых ночей» не потускнеют, пусть ждет нас еще немало живых, настоящих концертов и спектаклей. Как это уже происходит в Европе, окном в которую, как известно, является Питер.