Главная Культура 20:56 26 Июня 2016 3408
Серьезные жанры сыграли в ящик

Объявлены финалисты ТЭФИ-2016, третьей после ее реорганизации

Сергей Беднов

Круглый год зрители и критики ругают или восторгаются ТВ почем зря. Считается, что телевизионщиков все эти эмоции и анализы интересуют мало, поскольку главный критерий для них — рейтинг программ. Чем он выше, тем больше рекламный доход. Но наступает момент истины, когда можно соотнести то, что мы думаем о телевидении, с тем, что думают о нем профессионалы. Объявлены финалисты ТЭФИ-2016, третьей после ее реорганизации.

Изучать шорт-лист всегда интересно. Даже, пожалуй, иногда увлекательней, чем список победителей. Все-таки три имени или три названия передач, фигурирующие в каждой номинации, дают возможность сделать некоторые выводы о тенденциях, существующих внутри профессионального сообщества. Когда же из финальной тройки члены жюри выбирают одного победителя, на них могут действовать какие-то внешние обстоятельства, например, политическая актуальность претендента. Скажем, в прошлом году бронзового «Орфея» просто не мог не получить какой-либо проект о Крыме. Но в номинации «Событие телевизионного сезона», где фигурировал фильм «Крым. Путь на Родину», была еще и акция «Бессмертный полк», которую тоже никак нельзя было проигнорировать. В результате награду отдали «Бессмертному полку», а для полуострова придумали специальный приз «За осмысление современной истории», который «Крым. Путь на Родину» и получил.

Конечно, и попадание в финалисты может быть связано со множеством субъективных обстоятельств, но тем не менее какая-то общая картина просматривается. Возьмем для примера номинацию «Лучший телевизионный фильм/сериал». В ней сейчас фигурируют психологический триллер «Метод», ироничная мелодрама «Измены» и экранизация «Тихого Дона». А в прошлом году были: историческая драма «Екатерина», криминальная драма «Однажды в Ростове» и мистический триллер «Чернобыль. Зона отчуждения». Налицо как разнообразие жанров, так и достойный уровень. Можно ли сделать какие-то выводы, сравнивая финалистов прошлого года с нынешними? Да, можно.

Особое внимание на себя обращает присутствие в тройке «Метода». Сделанный на российской студии отечественными мастерами, он по формату и принципам подачи сильно смахивает на американскую продукцию. В хорошем смысле. Дело в том, что в нашем сериальном производстве сейчас происходят такие же процессы, что 10-12 лет назад происходили в США. Тогда признанные мастера большого экрана вдруг переключили свое внимание на экран малый и стали делать качественное, умное, дорогое, словом — кино для телевидения. Процесс этот был не случайным, его определил изменившийся состав аудитории в кинотеатрах, которая становилась все моложе и моложе. А подросткам не нужны умные фильмы, им не нужен психологизм и драматизм, они хотят смотреть экшен и фэнтези. Вот серьезные жанры вместе со своими адептами и сыграли в ящик. Аналогичный процесс начинается и у нас.

«Метод» снял Юрий Быков, автор таких значимых полнометражных фильмов, как «Майор» и «Дурак». Этот сериал смело можно назвать умным, а также повторить все те эпитеты, что были перечислены выше. Как и многие культовые американские сериалы, он не щадит ни нервов, ни целомудрия зрителей. Тот самый случай, когда маркировка «18+» более чем уместна. Сценарий «Метода» написан по западным лекалам и не без творческих заимствований. Неслучайно многие усмотрели в нем сходство с «Декстером». И поскольку премьера Первого канала не имела рекордного зрительского успеха, да и критики были от нее далеко не в полном восторге, следует предположить, что появление «Метода» среди финалистов ТЭФИ означает, что сами телевизионщики считают этот сериал трендовым, и наше сериальное производство готово пойти американским путем.

Подтверждением такому выводу могут служить и «Измены». Их снял Вадим Перельман, родившийся в СССР, но давно уже являющийся американским режиссером (на его счету три номинации на «Оскар» за фильм «Дом из песка и тумана»). По словам Перельмана, ему сразу же понравился сценарий. И неудивительно: по лихости интриги, точности монологов, отличному чувству юмора и, опять-таки, по откровенности он ничуть не уступает заокеанским сериалам про женщин, находящихся в поисках новых впечатлений.

На прошлой ТЭФИ ничего подобного в этой номинации не было. Уж не говоря о 2014-м, когда в финальной тройке значились «Бесы», «Интерны» и хотя и замечательная, но абсолютно наша «Оттепель».

Теперь о других номинациях. Среди претендентов на звание «лучшего актера телевизионного фильма/сериала» фигурируют Константин Хабенский («Метод»), Иван Охлобыстин («Интерны») и Дмитрий Нагиев («Физрук»). Лучшей актрисой могут стать Паулина Андреева («Метод»), Елена Лядова («Измены») и Дарья Урсуляк («Тихий Дон»).

Наверное, никого не удивит присутствие в «серьезных» категориях имен Сергея Брилева, Ирады Зейналовой, Вадима Такменева, Владимира Соловьева, а в «несерьезных» — Ивана Урганта. Кажется, они являются бессменными финалистами ТЭФИ. И не поспоришь — мастера в своем деле!

На звание же главного события телевизионного сезона выдвинут все тот же «Метод» (!), создание и запуск телеканала «Матч ТВ» и проект «Война и мир. Читаем роман». В смысле общегосударственной значимости этот набор финалистов, конечно, будет пожиже, чем в прошлом году и чем в 2014-м тоже, где были церемония открытия Олимпийских игр в Сочи, «Оттепель» и освещение событий на Украине. Что ж, год на год не приходится. И, пожалуй, даже хорошо, когда в списке значатся сериал, открытие нового канала и культурная акция, а не что-то геополитическое.

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6141
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4716
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....