Эйзенштейн в 4D
В Фонде культуры «Екатерина» — выставка «Расширенное кино II», проходящая в рамках 34-го Московского кинофестиваля
Корреспондент «Труда» считает, что авангардные работы первых кинематографистов иногда выглядят более новаторскими, чем любые эксперименты с 3D.
Традиционно обособленная программа ММКФ «Медиафорум» проходит уже в 13-й раз, но только второй — на выставочной площадке, где ей самое место. Эта выставка включает все то, что лежит на грани кинематографа и современного искусства: работы режиссеров-экспериментаторов, в которых они отказываются от простой истории ради визуальных финтов, и произведения современных художников, для которых киноязык — всего лишь один из инструментов создания сложных арт-объектов. Многие называют такое «расширенное кино» видеоартом, но организаторы «Медиафорума» протестуют против этого упрощения и год от года делают все более сложные и изощренные выставки, окончательно размывающие границы кинематографа и современного искусства.
В этом году упор сделан на творчество старых авангардистов и экспериментаторов: в нескольких залах «Екатерины» разместились работы режиссеров и художников начала XX века. Здесь есть и снятые 85 лет назад кадры Дзиги Вертова, который придумал технику «киноглаза» — отдаленного предшественника современных веб-камер, где нет автора, а есть только объективная реальность. Рядом — работы Сергея Эйзенштейна, предвидевшего даже не 3D-, а 4D-кино. На всю стену проецируют знаменитый фильм Герца Франка «Старше на десять минут», представляющий собой наблюдение за лицом мальчика, сидящего в кинозале. Авангардное крыло представлено «Андалузским псом» Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля, ставшим манифестом сюрреализма в кино.
В пространстве галереи эти старые, черно-белые, короткие фильмы, снятые на плохую пленку, обретают новую жизнь. Работы, которые, казалось бы, уже давно сделали свое дело, прочно встав у истоков всего кинематографа, теперь оживают в новой роли — как объекты актуального искусства. И надо сказать, что иногда смотрятся даже современнее, чем работы Нам Джун Пайка, художника из 60-х и пионера видеоарта, тоже показанные на «Медиафоруме».