ТОПОЛИНЫЙ ПУХ, ЖАРА, ИЮНЬ

Люди чихают, машины кипят. Все повторяют, что в этом виноват тополиный пух. Однако не только он заставляет нас шмыгать носом, а моторы перегреваться. Вторая и главная причина автомобильных и человеческих болезней более серьезна. Это жара.

ЗАГЛЯНИ ПОД КАПОТ
Если мотор перегревается, не надо грешить сразу на жаркую погоду или на обилие белых пушинок на земле и в воздухе: они всего лишь усугубляют болезни, которые сидели под капотом и на которые вы не обращали внимания после зимы и прохладной весны. Ну, ездила машина, и слава богу. Мало кто из моих знакомых, например, заменил масло, проверил работу бензонасоса (при нашем топливе он быстро засоряется), измерил давление во всех цилиндрах, короче, провел перед летними поездками ТО - технический осмотр. Да что там ТО! Многие не удосужились еще помыть моторы своих железных конней. А ведь на них за зиму скопилось столько грязи, соли, которой посыпали улицы, а то и, простите, экскрементов мелких и крупных грызунов: крысы, мыши любят греться в холод на моторах. И теперь все это сгорает и поступает в салон. Но если болеет автомобиль, значит, болеет и человек, находящийся в нем.
Если двигатель имеет даже небольшие болячки, жара обострит их, превратит в хронические. А там и до летального исхода недалеко: заклинит движок, не успеешь глазом моргнуть. Не верите? А вот специалисты говорят, что исправный мотор не закипит, если даже в радиаторе жидкости меньше половины уровня. Так что начинать бороться с пухом и высокой температурой надо с устранения неполадок в двигателе.
Вторую опасность, которая также подстерегает сердце автомобиля, можно назвать ложной. Тем не менее она страшно напрягает водителей, отвлекает внимание от дороги. Специалисты, кстати, называют эту ложную тревогу одной из причин увеличения числа аварий в летнее время. Речь о неполадках измерительных теплоприборов. Представьте себ: вы едете, мотор работает как часики, пар из-под капота не вьется, все в порядке, но стрелка термометра залезла на красную критическую черточку. С этого момента ваше внимание будет сосредоточено не только на вождении, но и на приборной доске: а вдруг возьмет и закипит радиатор?! Невольно задергаешься. А выход простой: обладателю отечественной машины надо остановиться в укромном месте, чтобы не мешать движению, и открыть капот.
Что там смотреть? А там сбоку движка торчит датчик температуры. От него провод идет. Возможно, он просто отпал, что случается довольно часто. Или где-то оголился и прикасается к корпусу машины. Устранить такую неполадку сможет любой. Если вышел из строя сам прибор, что бывает довольно редко, то и это нетрудно определить: не пышет от мотора жаром, а в радиаторе не клокочет жидкость - значит температурному датчику каюк, надо менять. Но не волнуйтесь: мотор как работал, так и будет работать, если он исправен.
Иномарочникам, если температурная стрелка зашкаливает, надо ехать в мастерскую. Там другие навороты.
НАПОМИНАНИЕ
Не забывайте, что при температуре за бортом плюс 27 градусов вероятность аварии возрастает на 10-12%. Если же на улице стоит жара 36 градусов тепла по Цельсию, то возможность попасть в ДТП увеличивается почти на 50%. Вот почему в некоторых жарких странах официально ограничивается движение транспорта в знойные дни.
ДОЛИВАЙ С УМОМ
Чем охлаждать мотор? Вопрос не праздный, поскольку тут полная неразбериха. Некоторые водители, особенно на наших автомобилях, спокойно льют в радиатор воду. Другие предпочитают тосол. Третьим нравится антифриз. Конечно, кому что. Правда, тем, кто льет в радиатор воду, могу привести поговорку: "Вода мельницы ломает!" Это точно. Ведь тосол и антифриз, кроме охлаждения двигателя, еще и смазывают некоторые детали двигателя, а вода нет. Поэтому пользоваться ею надо в самых критических ситуациях и недолго.
За уровнем охлаждающей жидкости надо следить постоянно, а летом особенно. Даже если все патрубки и трубки не подтекают, она испаряется, и доливать ее надо постоянно. Вопрос в другом: чем доливать? "Тосол тосолом, антифриз антифризом", - скажут многие водители. А вот и нет! Дело в том, что из антифриза и тосола испаряется только вода, а главный компонент, этиленгликоль, остается. Поэтому доливать в радиатор нужно только воду, причем дистиллированную, чтобы не появлялась накипь. Ну и не стоит забывать, что охлаждающую жидкость надо менять раз в два года и при этом промывать всю систему охлаждения двигателя. Есть для этого, конечно, специальные растворы, которыми пользуются в сервисах. Но есть и более простые способы промывки. Некоторые водители, например, добавляют "Калгон", который используется для очистки от накипи деталей в стиральных машинах. Но я не советую: средство непроверенное. Профи пользуются обычной содой и уксусом. Сначала делают пятипроцентный раствор уксусной кислоты, заливают в радиатор, заводят мотор. Температура не должна подниматься выше 70 градусов. Потом систему промывают таким же способом трехпроцентным раствором соды, меняя его раза два-три. После процедуры можно спокойно заливать тосол или антифриз.
Если вы обнаружили, что жидкость подтекает (это можно определить по пятнам на соединениях трубок), то, конечно, надо ехать в мастерскую. Однако на это нужно какое-то время. Чтобы жидкость не вытекла, пока вы докатите до сервиса, возите с собой автогерметик для радиатора. Две таблетки примерно на 40 минут остановят течь.
И ЗНОЙ, И КОМАРЫ, И МУХИ
Летом следить за чистотой радиатора нужно непременно. И тополиный пух, кстати, не самый главный враг этого чувствительного агрегата. Тем более что избавиться от него можно рублей за тридцать-сорок на любой автомойке. Ребята сильным напором воды или воздуха в пять минут очистят пластины со стороны двигателя. А снаружи он и сам слетит под напором. Другое дело мошкара, мухи, бабочки и прочие насекомые, которые хочешь не хочешь, а попадают в радиатор. Особенно по ночам и за городом. После каждой длительной поездки пластины облепляет месиво и они уже не работают так, как требуется.
Конечно, можно дотянуть до сервиса, попросить мойщиков снять внешнюю решетку радиатора и промыть пластины снаружи. Самому очистить радиатор тоже можно, но очень осторожно: пластины - существа мягкие и нежные. Пройдитесь по ним снаружи капроновой щеткой, смоченной водой со стиральным или хозяйственным мылом, и все будет в ажуре. Некоторые используют очиститель, который предназначен для удаления следов насекомых с лобового стекла. Тоже годится. Но после того как вы обрызгали таким составом пластины радиатора, надо промыть их еще и водой.
Что же касается тополиного пуха, то он опасен не только для радиатора, но и для воздушных фильтров, через которые воздух, в частности, поступает и в салон. Они забиваются, и водители, склонные к аллергии, еще долго чихают, хотя "пуховая пора" прошла. Прекратить безобразие можно одним способом: заменить или хорошенечко вычистить фильтры.
НОВИЧКАМ - ОТ ПРОФЕССИОНАЛА
Советы дает директор крупного московского автосервиса Сергей Чернышев:
- У нас говорят, что кипят только "чайники". Пусть простят меня неопытные водители за обидное слово, но это так. Однако опыт - дело наживное. Есть приемы, благодаря которым можно предотвратить перегрев двигателя. Перечислю их.
* Если стрелка температурного датчика подходит к красной черте, а вы в пробке и нет возможности быстро вылезти из нее, то немедленно включите на полную мощность печку. Конечно, в салоне станет очень жарко, но зато вы спасете мотор - он ведь и взорваться может. Некоторые водители сбивают температуру скоростью. Действительно, сильный поток воздуха охладит радиатор, но разгонять машину в городе опасно - до аварии недалеко, да и гаишники могут остановить за превышение скорости.
* Печка включена. Через какое-то время стрелка опять начинает ползти к критической точке. Тут совет один - включите аварийку, выйдите на минуту и приоткройте капот. Если из-под него еще не идет пар, то это поможет продержаться еще какое-то время, чтобы прижаться к обочине.
* Припарковались? Хорошо. Но ни в коем случае не выключайте двигатель. Жидкость в радиаторе должна циркулировать, заглушите - она мгновенно закипит. Лучше откройте капот и, если есть в багажнике бутылка воды, а летом она должна быть всегда, полейте радиатор. Нет воды? На отечественных машинах лучше в это время заглушить двигатель, поставить на нейтральную передачу и немного покрутить стартером, чтобы мотор "успокоился", а его детали охладились равномерно.
* Не открывайте крышку радиатора. Из горловины вырвется такой столб пара, что обожжет и руки, и лицо. Подождите хотя бы минут десять-пятнадцать. Но и после этого ни в коем случае не доливайте воду в радиатор. Из-за перепада температур блок мотора может треснуть.
* Мотор остыл, можно его завести и открыть крышку радиатора. Воду доливать при работающем двигателе надо очень тонкой струйкой, чтобы она медленно смешалась с горячей жидкостью. Если все названные манипуляции не помогли, вызывайте эвакуатор.
ПАРИЛКА В САЛОНЕ
Цифры ошеломляют. Оказывается, если температура на улице 25-30 градусов тепла, салон прогревается всего за 15 минут до 50-60 градусов. К сожалению, от этой жары люди не только страдают, но, бывает, и гибнут. В США, по официальным данным, именно в автомобилях за одно лето умирает до 35 человек ежегодно. У нас такой статистики нет, но от этого не легче. Особенно страдают дети: у них, как утверждают медики, еще не выработан механизм терморегуляции. Не переносят салонную духоту и животные. Действие жары часто непредсказуемо. Ребенок, например, почувствовав, что ему становится плохо, может запросто открыть дверь и выскочить из машины на ходу, если, конечно, дверь не заблокирована. Он также может упасть в обморок, и так далее и тому подобное.
Речь тут идет не только об автомобиле, который движется по дороге, но и о припаркованном. Категорически нельзя оставлять ребятишек и животных в машине, которая стоит на солнцепеке. Она прогревается быстро, поскольку двигатель продолжает отдавать тепло, хотя уже и не работает. Защитить пассажиров от жары можно двумя способами: открыть окна во время движения или включить кондиционер, если он имеется. Но с кондишеном надо действовать аккуратно: простудиться в струях холодного воздуха человеку, если он вспотел, - пара пустяков.
Из неактивных средств, которые снижают температуру в салоне, стоит назвать солнцезащитные шторки на окна. Они убирают до 5 градусов. Тонированные в разрешенных ГИБДД рамках окна - еще 3 градуса долой. А к беззатратным способам защиты от жары я бы причислил хорошо вымытые стекла и кузов. Оказывается, грязь "ловит" солнце. Очень, кстати, одобряю водителей, которые на лето специально покрывают кузов тефлоновым или хотя бы восковым составом. И в салоне будет прохладнее, и краска не испортится от солнечных лучей.
НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ
Если вы быстро едете по раскаленному асфальту, то, бывает, на кузове появляются темные пятна, капли, кляксы. Это битум. Если ничего с ним не делать, то краска попортится. Есть очень простой способ избавиться от свежих пятен: после поездки надо взять кусочек обычного маргарина и намазать им грязные места кузова. Подождите с полчасика, а потом аккуратно протрите мягкой тканью. Пятна как рукой снимет. Старые пятна битума лучше ликвидировать специальными растворами или на автомойке.