По сути дела, это продолжение наделавшего весной много шума послания чукотского епископа, о чем мы рассказывали в нашей газете. Тогда случившееся сочли недоразумением: текст будто бы предназначался для предисловия к книге, а его представили открытым письмом.
Но теперь уж с Чукотки пришло самое настоящее открытое письмо. И тезисы его сформулированы более четко. В чем их суть?
Епископ Диомид и его соратники просят Патриарха отмежеваться от экуменизма, то есть сближения Русской Православной Церкви с другими религиозными конфессиями, и рассмотреть вопрос о выходе из Всемирного Совета Церквей. Призывают более решительно обличать такие пороки, как проведение гей-парадов, алкоголизм, наркоманию, пропаганду полового воспитания и прочее, а лиц, повинных в растлении нации, предать публичному отлучению от Церкви. Еще одна опасность, которой, по мнению чукотских священнослужителей, нужно противодействовать, - это ИНН.
Наконец, как уже сказано, они выступают против демократии, а в заключительном пункте своего документа призывают созвать Поместный Собор, чтобы сообща "разрешить все наболевшие проблемы церковного общества".
Позицию епископа Диомида уже называли взрывоопасной, обыгрывая даже созвучие его имени с динамитом. И сейчас один из аналитиков заявил, что открытое письмо с Чукотки - это как крик "Пожар, спасайтесь!" в переполненном зале.
Однако паники в церковных рядах не наблюдается. А реакция на чукотское послание в среде православного духовенства и богословов довольно спокойная. Правда, уже прозвучали убедительные контраргументы по каждому из пунктов письма, но кое-что в позиции Диомида признается если и не справедливым, то вполне обсуждаемым.
Так, опасения относительно экуменической угрозы для рус-ского православия кажутся оппонентам преувеличенными. Ведь ни малейших вероучительных отступлений наша Церковь во время межрелигиозных контактов не допускала. Другое дело, что участие во Всемирном Совете Церквей - вопрос действительно дискуссионный. Его и Русская Зарубежная Церковь поднимает. Да и в высших кругах Московской Патриархии говорят о немалом дискомфорте, который доставляет нашей Церкви это участие. Но оно же и дает возможность шире представлять свою позицию. Так что тут есть что обсуждать.
А о проблеме ИНН и до Диомида говорено-переговорено. Высказывались на этот счет и Патриарх, и наши старцы, авторитетные для всех православных. Суть в том, что не нужно раздувать чрезмерные страхи вокруг этой проблемы, но хорошо бы и уважать чувства тех, кто эти страхи испытывает.
И в отношении разнообразных пороков, которыми окружает человека современное общество, Церковь занимает вполне твердую позицию. Так что тревога чукотского епископа кажется чрезмерной.
Что касается противопоставления демократии и монархии, то ведь, как говорят критики Диомида, серьезных богословских оснований для этого нет. Наоборот, по остроумному замечанию Андрея Кураева, если уж смешивать богословие и политику, то можно увидеть образ Троицы в демократическом разделении трех ветвей власти.
Ну а против созыва Поместного Собора вообще никто принципиально не возражает. Но, с другой стороны, и срочных поводов для этого вроде бы нет. Какой масштабный вопрос, который не по силам Архиерейским соборам, должен будет решать Поместный Собор?
В общем, позиция епископа Диомида выглядит достаточно спорной, хотя и особой крамолы в ней нет. Больше того, даже критики его относятся к нему, как правило, с сочувствием. Ведь человек он искренний и бескорыстный. И заботится о чистоте веры, как он это понимает. Такие люди всегда были в Церкви. Их взгляды можно считать крайними, тревоги -преувеличенными, подозрения - чрезмерными. Но без них не так устойчиво равновесие. И благодаря им зачастую бывает предупреждена реальная опасность. Так пограничник реагирует на шорох, который обычного человека ничуть не беспокоит. Кому-то надо быть и на крайних рубежах. Тем более что епископ Диомид еще и географически там пребывает.