МИЛЫЙ "ПАПА"...

Московский кинофестиваль катится к концу. Сегодня состоятся последние конкурсные просмотры. Уже показаны 15 картин, в том числе две российские - "Свои" и "Время жатвы", которые, на мой вкус, заслуживают высоких фестивальных наград. Третью нашу ленту - новую режиссерскую работу Владимира Машкова под названием "Папа" - показали вчера, под занавес фестиваля.

Эту премьеру ждали по многим причинам. Во-первых, и в главных, к тому обязывало имя автора пьесы, положенной в основу фильма. Александр Галич прожил яркую и драматичную жизнь. Баловень судьбы, автор популярных сценариев и пьес, он был одним из самых "шлягерных" драматургов страны. Но наряду с этим он сочинял "диссидентские" сатирические песни, дружил с опальным академиком Сахаровым, наконец, его пьеса "Матросская тишина", которой должен был открываться "Современник", была запрещена к постановке. Уже в годы перестройки ей дал новую жизнь театр под руководством Олега Табакова, где тогда совсем еще молодой Владимир Машков сыграл роль старого еврея Абрама Шварца.
Роль и спектакль настолько запали в сердце Машкова, что годы спустя, не только заняв первые позиции в российском кино, но и освоившись в Голливуде, он решил поставить фильм по мотивам "Матросской тишины". Ленту ждали еще на "Кинотавре", но Михалков переманил картину в конкурс Московского кинофестиваля. До вчерашнего дня никто, кроме отборщиков ММКФ, не мог похвастаться, что видел картину целиком, поэтому на пресс-показ в Доме кино набился полный зал. Эмоции после фильма были разноречивые: от заплаканных лиц, главным образом женских, до сурово насупленных бровей критиков: мол, мы такой "сироп в сахаре" звездному Машкову не простим...
Пора сказать: он опять поставил мелодраму. "Опять" - потому что предыдущая его режиссерская работа, картина "Сирота казанская", тоже была выдержана в этом популярном у народа, но попираемом критиками жанре. Вот ведь парадокс: в качестве актера Машков все больше играет "крутых" парней, а ставить предпочитает душещипательные сюжеты. Такой в его постановке оказалась и "Матросская тишина". Это история про то, как одаренный еврейский мальчик, выросший в предвоенном заштатном местечке, благодаря труду, таланту и не в последнюю очередь настойчивости папы поступил в Московскую консерваторию. Здесь он добился первого успеха, как водится, загордился и, как ни прискорбно, устыдился своего непрезентабельного отца. И лишь годы спустя, потеряв папу на войне и сам будучи смертельно ранен, он раскаялся. Этот немудрящий сюжет Машков рассказал тем не менее сочно, колоритно, местами, правда, с явным (как и принято в мелодраме) пережимом.
Сам Машков играет в фильме, разумеется, папу, для чего по роли вставил себе полный рот железных и прокуренно-желтых зубов, приклеил курчавую бороду, пейсы... Актер не жалеет себя, он охотно поступается своим пресловутым обаянием. Правда, педалируя еврейское происхождение героя и увлекаясь чисто внешними приемами, он то и дело "тянет одеяло на себя". А играть ему, по сути, особо нечего: кроме сцены, где его герой приходит домой пьяный в стельку и устраивает дебош, в остальных эпизодах он воплощенная, неизбывная доброта. Портреты героя с умильной улыбкой на лице, с лучиками морщин у глаз кочуют буквально из сцены в сцену. Маловато для главной роли в полуторачасовом фильме, который тем не менее оставил у меня в целом отрадное чувство. Картина в хорошем смысле слова простодушна, гуманна; жаждущая тепла и света публика будет смотреть ее на одном дыхании. Это качественное "зрительское" кино, слегка нравоучительно напоминающее о том, что отца надо чтить, талант - беречь, Родину - защищать.
Но что такого рода кино делает в конкурсе кинофестиваля класса "А" - для меня, в общем-то, загадка...