ОЛИМПИЙЦЫ ВНЕ ЗАКОНА

Социологические исследования свидетельствуют: в нашей стране реализовать себя удается лишь примерно каждому десятому таланту. Судьба остальных девяти, по словам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, является "живым укором системе образования". В полной мере не решают проблему даже предметные олимпиады, которые многим ректорам вузов кажутся едва ли не единственным способом отбора одаренной молодежи.

На семинаре, организованном Российским общественным советом по развитию образования (РОСРО), руководитель Федеральной службы Виктор Болотов заметил, что вузовские олимпиады зачастую нарушают конституционное право школьников на равный доступ к образованию. Ведь не секрет, что с участников олимпиад взимаются денежные взносы (примерно по 250 рублей), а для подготовки к испытаниям организуются платные курсы. Некоторые университеты по весне организуют по 10-15 предметных олимпиад и столь незатейливым образом неплохо пополняют свои бюджеты.
Всероссийская олимпиада школьников, проводимая Министерством образования и науки РФ, обеспечивает зачисление в вузы победителей и помогает составлять команды для участия в международных олимпиадах. Но она охватывает всего 150-200 тысяч учащихся, тогда как общее их количество исчисляется миллионами. Кстати сказать, законодательно поступление в вузы без экзаменов пока не оформлено: Госдума прошлого созыва так и не приняла проект соответствующих поправок, новая же его еще не рассматривала. Поэтому, заметил член-корреспондент Российской академии образования Александр Никитин, ученым советам высших учебных заведений каждый раз приходится принимать "олимпийцев" с оглядкой.
Участники семинара отмечали, что массовый "отлов" одаренных ребят можно проводить, только отслеживая "траекторию развития" каждого из них. Не раз звучали и предложения об организации межвузовских олимпиадных "пулов". Кстати, как рассказала заместитель декана филологического факультета МГУ Елена Зубарева, университет уже много лет проводит лингвистические олимпиады совместно с РГГУ. К сожалению, катастрофически не хватает педагогов, которые могли бы готовить детей к олимпиадам. На всю страну сейчас их осталось примерно по 20 человек на каждый школьный предмет. Крайне мало и вузовских преподавателей, способных ставить перед студентами серьезные научные задачи. В результате блестящие победители олимпиад впоследствии так и не входят в большую науку. Бессмысленно, по их мнению, выявлять одаренность, требуя ответа о датах постройки башен Московского Кремля или бойкого перечисления романсов, написанных на стихи Пушкина. Но именно из таких вопросов и составляются задания.
Завершая семинар РОСРО, все сошлись на том, что Министерство образования и науки РФ вместе с "горизонтальными объединениями вузов" (теми самыми "пулами") должны обеспечить приемлемые требования к проведению олимпиад.