КОЗНИ И КАЗНИ
Сегодня, когда противники и сторонники смертной казни чуть ли не хватают друг друга за грудки, нелишне обратиться к истории. Впрочем, она тоже не дает определенного ответа на этот в буквальном смысле жизненно важный вопрос. В нашем прошлом смертная казнь, за малым исключением, считалась обычным делом, скорее даже будничным.
Так уж сошлось, что эти июньские дни, но в разные периоды, отмечены скорбными датами в судьбах более или менее известных исторических персонажей. Все они пришли к трагическому финишу сквозь тернии интриг, козней, предательств.
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Эта расхожая формула вполне подошла бы к случаю царевича Алексея, сына Петра I. Он был казнен 285 лет назад, 26 июня 1718 года. Верховный суд единогласно высказался за смертную казнь. Ни один из 127 судий не пожалел его.
Одни воспринимают Алексея как страдальца за Русь, издерганную насильственными реформами Петра, другие видят в нем опасного лидера "непримиримой оппозиции", готового пустить на дно державный корабль. А за всем этим - заговоры и измены. "Презрение к моей воле сделал. Клялся Богом и обманул, ушел и отдался, как изменник, под чужую протекцию", - сказал Петр, как отрубил.
Царю оставалось утвердить приговор, но он долго не решался на это. По крайней мере никакой монаршей подписи историки не обнаружили... Есть разные версии смерти царевича: удушили, умер от пыток. Пушкин считал, что отравили.
Многие просто не могли не обратить внимания на зловещее совпадение: Российская империя утвердилась на крови одного царевича Алексея и ровно через 200 лет закончилась кровью другого царевича Алексея. Так что тезис - "дело прочно, когда под ним струится кровь" весьма спорен. Поэт явно погорячился. Может, вкралась опечатка? Не прочно, а порочно.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОТВОРСТВ И ВЫМЫСЛОВ
27 июня 1740 года в последние дни царствования Анны Ивановны был казнен Артемий Волынский, который сделал головокружительную карьеру, пройдя по всем ступеням - от солдата до кабинет-министра.
Императрица смерть как не любила заниматься государственными делами. Сейчас сказали бы "не хотела работать с документами". "О малых делах нас трудить не надлежит", - категорично высказалась она и учредила кабинет в качестве совета "для лучшего и порядочного отправления всех государственных дел". Кстати, уровень власти этой "структуры" был таков, что подписи трех кабинет-министров равнялись подписи императрицы.
Артемий Петрович, говорят, был в придворных интригах поднаторевшим. Однако переборщил. В опровержение обвинений в злоупотреблениях написал письмо на самый верх, в коем откровенно поведал, "какие потворства и вымыслы употреблены бывают при монархических дворах и в чем вся такая закрытая бессовестная политика состоит".
Ни одна фамилия не была названа, но вся немецкая клика во главе с Бироном себя узнала. В результате вышеназванных потворств и вымыслов Волынскому отрезали язык и усадили на кол.
С тех пор даже самые высокие сановники остерегаются затрагивать эту крайне острую тему.
Исторические параллели и перпендикуляры провел