ГЛАВНЫЕ ЧАСЫ РОССИИ ОТСТАЛИ

Институт метрологии, времени и пространства - место рождения точного российского времени - расположен в тридцати километрах от Москвы, в поселке Менделеево. Здесь непрерывно работают главные часы страны - Государственный первичный эталон времени и частоты. Отсюда точное время распространяется на всю территорию страны и околоземное пространство.

Главный хранитель эталона - заслуженный метролог РФ Сергей Борисович Пушкин, праправнук великого поэта. Со дня основания работает представитель славной фамилии в российской службе времени. В 1953 году окончил всесоюзный заочный политехнический институт и пришел в метрологию рядовым инженером. Тогда начинался переворот в науке о времени. Наши радиофизики Николай Басов и Александр Прохоров и (независимо) американец Чарльз Таунс изобрели атомные часы. Открытие принесло ученым Нобелевскую премию.
В нашей стране первые атомные часы-эталон были созданы 35 лет назад. Группу их разработчиков возглавил С. Б. Пушкин. "За создание и внедрение нового комплекса метрологических средств" стал Лауреатом Госпремии СССР.
- Благодаря атомным часам точность возросла в миллионы раз и составила миллиардные доли секунды, - говорит Сергей Борисович. - Предположим, двое таких часов идут параллельно. За три миллиона лет они разойдутся на одну секунду. Сумасшедше малая ошибка! Но если бы ученые-метрологи не добились такой точности, то навигация, управление подводными лодками и космическими объектами, управление единой энергосистемой остались бы невыполнимыми задачами...
Точное время - практический инструмент. К примеру, нужно посадить самолет на аэродроме в туманную погоду. Специальная навигационная аппаратура определяет длину через микросекунды с погрешностью меньше одного метра. С помощью точного времени самолет можно посадить виртуозно - все будут живы. Но эти часы позволяют решать и прямо противоположные задачи. За пятьдесят лет в метрологии я как будто пять раз профессию сменил. Настолько быстро совершенствуется время. И нам нужно совершенствоваться вместе с ним.
Требования к точности времени постоянно растут. Их диктуют потребности науки, новых технологий, обороны и безопасности. Российский атомный эталон модернизировался в 70-х, 80-х и последний раз в 92-м году. Все эти годы вместе с американским и французским входил в тройку лучших в мире. Но последние десять лет точность измерения времени в России не развивается, мы уступаем тут не только традиционным лидерам, но и Германии, Италии, Англии, Японии и Южной Корее. Пока наша страна остается в десятке точнейших. Но ныне действующий атомный эталон исчерпал свои резервы.
Работа над созданием атомных часов нового поколения началась в Институте метрологии в 1998 году. Ее вела группа ученых под руководством доктора технических наук Юрия Сергеевича Домнина, которая прошла путь от эскиза до действующего макета атомных часов. Если макет воплотится, часы по его образу и подобию позволят получить точность, превосходящую нынешнюю в десятки, а в перспективе в сотни раз.
Руководитель группы разработчиков считает, что, если бы не связанные с дефолтом "экономические" потери времени, которые измеряются уже не микросекундами, а годами, проект был бы осуществлен в два раза быстрее. Но возможность догнать время развитых стран Россия еще не упустила.
- Построить макет удалось, потому что использовали старые запасы материалов и дешевую рабочую силу. Наша разработка позволяет приступить к созданию новых атомных часов уже сегодня. Но поймите, функции эталона предполагают долгую бесперебойную работу без посторонних вмешательств. Главные часы страны в отличие от макета не могут быть самоделкой. Если же появятся средства и мы приступим к работе, через три года страна вернется на передовые позиции в измерении времени, - уверен Пушкин.
Финансирование Российской службы времени осуществляется из федерального бюджета. Эти средства идут на поддержание имеющегося, но отстающего точного времени. Для обеспечения нормальной работы необходимо менять аппаратуру каждые пять лет. Средний возраст атомных часов в российской службе времени - пятнадцать лет. Обновление и развитие станет возможным при увеличении нынешнего бюджета института в 2,5-3 раза. А пока точное время держится на энтузиазме и колоссальных наработках ученых в 60-80 годах. В лабораториях института трудятся 60 человек. Шестеро - лауреаты Госпремии, авторы уникальных научных разработок, статей, книг по метрологии. Продолжить исследования помогают чудеса изобретательности. Ученые с мировым именем ведут научную деятельность почти задаром, без нормальной материальной базы, чтобы результаты трудов десятилетий не рассыпались в одночасье. Большинство перспективных и талантливых молодых сотрудников института разъехалось в 90-е. Метрологи российской школы работают в США, Японии, Турции и даже в некогда отстающей Бразилии.
Ответ на вопрос, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы спасти российское время от застоя, для старейшего сотрудника Института метрологии, заслуженного метролога РФ Сергея Борисовича Пушкина очевиден.
- Необходимо реализовать проект новых атомных часов, на разработку которого ушли годы. Промедление может привести к тому, что российское время безнадежно отстанет от точного времени развитых стран. И, конечно, нужно найти возможность привлечь молодых способных ребят. У нас дефицит сотрудников по всем направлениям. В отечественной службе времени есть крупные специалисты, которые считают своим долгом передать опыт молодежи, а ее нет. Сегодня нужно не упустить момент и позаботиться о том, чтобы российское время заняло достойное место в мире. Это вопрос развития технологий, безопасности и обороноспособности страны завтра.