ПОЧЕМ ГРАММ ПРЕКРАСНЫХ ДАМ?

На неделе случились три необычные, а не только знаменательные даты. Ровно 130 лет назад в США, где женщины в ту пору не имели избирательного права, была оштрафована дама, вознамерившаяся прийти на избирательный участок, дабы проголосовать на президентских выборах. 89 лет назад в царской армии были созданы два женских "батальона смерти". И, наконец, 40 лет назад состоялся первый в истории человечества полет женщины в космос.

Каждое из этих событий нашло отражение - пусть разное по количеству экранного времени - на телеэкранах. Двухчастную программу в понедельник и вторник на Первом канале зазывно наименовали "Личная жизнь Валентины Терешковой", - очевидно, не надеясь на интерес нынешней публики к истории отечественной космонавтики. Решили поэксплуатировать зрительскую жажду сенсаций, тем более что разные домыслы и слухи ходили, помнится, после первого полета женщины в космос.
Кстати, на одном из каналов в тот же понедельник в информационном выпуске молоденькая журналистка не отказала себе в удовольствии озвучить некоторые из тех давних сплетен. Авторы "Личной жизни... ", к счастью, удержались от бульварных подробностей, сосредоточив внимание на главном. Рассказ, правда, получился суховатым, в нем монотонно перемежалась хроника и нынешние свидетельства героини. Даже типичную для советской поры ситуацию с четырьмя дублершами Терешковой, которые шесть лет после ее старта продолжали вести изнурительную подготовку в Звездном городке, а затем в одночасье были отчислены из отряда космонавтов без почестей и наград, без обнародования их имен, - авторы не раскрыли во всем драматизме.
Зато все остальные передачи недели, посвященные прекрасному полу, полыхали эмоциями участников и авторов. В "Основном инстинкте" Светланы Сорокиной обсуждалась в четверг тема, всегда вызывающая яростные споры: следует ли преподавать в школе основы сексуального воспитания? И хотя продюсер группы "Тату" решительно выступил вдруг в пользу запретов, другие участники дискуссии - политики, ученые, педагоги - терпеливо искали спасительную формулу.
Все присутствующие в студии главными жертвами подросткового секса считали девушек. Приведенные социологами цифры - вроде того, что число абортов в нашей стране вдесятеро превосходит подобные показатели в странах Западной Европы, - подавляли. А призывы вернуться в блаженные, не очень давние времена, когда в обществе царили строгие нравственные принципы и невесты женихам доставались в основном невинными, - вызывали просто смех.
Поборницей традиционных понятий о любви, браке, семье выступила в "Женском взгляде" Оксаны Пушкиной замечательная киноактриса Зинаида Кириенко. Так получилось, что в ее рассказе о своей жизни не меньшее место, чем мир кино, занял мир чувств. Семейная идиллия - сорок три года в счастливом браке, двое взрослых сыновей, подросток-внук - с одной стороны, и воспоминания о давней истории, когда домогавшийся ее взаимности высокий чиновник из Госкино на десять лет перекрыл ей путь на экран, - с другой.
В передаче лейтмотивом проходит тема безграничной любви актрисы к искусству, от которого она оказалась отлучена в лучшие свои годы. Авторы не ставят в лоб дилемму: профессия или честь, любовь или дело, однако она легко угадывается. Для Кириенко, впрочем, "упертой" в своих принципах, выбор был однозначным. Телепрограмма, обращенная к нынешнему молодому поколению, предлагает ему решить сегодня для себя тот же вопрос. И дать, по возможности, столь же четкий, как это сделала героиня "Женского взгляда", ответ.
Сходная тема возникла в минувшую среду в дневной программе "Дата" (ТВЦ), идущей в прямом эфире. Передача задала своим зрителям интерактивный вопрос: "Кому на Руси жить легче? Женщинам или мужчинам?" И вскоре получила ответ, где большинство позвонивших на телеканал признало жизнь сильного пола полегче женской. А затем, уже в развитие темы, в студии появился гость - в перестроечном прошлом видный политик, ныне пробавляющийся журналистикой. Недавно он издал книгу-интервью с двенадцатью отечественными бизнес-леди, добившимися у нас, по сравнению с другими женщинами-предпринимателями, самого большого финансового успеха.
Ведущий "Даты", в других случаях человек проницательный и тактичный, проявив немалый интерес к сочинению гостя, все допытывался у него, не через постель ли достигали героини книги своего необычайного успеха? Требовал почему-то дать клятву на Библии (!), если это не так...
Его собеседник вяло защищал героинь своих интервью. А затем поделился собственными, поистине новаторскими изысканиями. Работая над книгой, он, оказывается, выведывал у успешных предпринимательниц сведения не только об их состоянии, но и о весе. А затем, разделив первое число на второе, выяснял, сколько стоит один грамм тела богатой россиянки. С гордостью сообщил, что среди героинь его книги победила та, у которой грамм живого веса тянул аж на 1360 долларов...
Услышав такое, я сначала оскорбился за представительниц прекрасного пола, которых обмеривали и обвешивали, словно в мясо-молочном животноводстве. Потом, когда вспомнил, что наш "новатор", к счастью, уже отставлен от большой политики, облегченно вздохнул: он лишен возможности проводить свои изыскания во всероссийском масштабе.