На самом деле причина возрождения угольной отрасли имеет другие, исключительно отечественные корни. Как ни странно, главную роль здесь сыграли административно-командные методы управления. Только благодаря им главному угольному региону страны - Кузбассу удалось избавиться от огромного количества посредников, парализовавших действие отрасли. Из 2100 сейчас их осталось чуть более 60.
Второй момент - возрождение администрацией области старых связей угольщиков и металлургов, угольщиков и железнодорожников и пр. - эдакий "натуральный кругооборот", который позволил угольщикам, да и прочим промышленникам "день простоять да ночь продержаться", пока в реальном секторе отсутствовали денежные потоки.
И вот наконец звездный час угольщиков пробил. Отрасль стала прибыльной, появилась валютная экспортная выручка. Впрочем, неожиданностью это оказалось только для отечественных "корифеев" финансового анализа. Например, губернатор Тулеев, не претендуя на роль гуру-аналитика, тем не менее уже года два назад предсказывал "угольный" бум, но никто его не слушал. А зря. Потому что было очевидно, что "газовая пауза" подходит к концу, а спрос на энергоносители растет, и вслед за взлетом цен на нефть неминуемо будет расти цена на уголь.
Кузбасс оказался едва ли не единственным регионом, готовым завоевывать новые рыночные ниши. И опять же благодаря четкой управленческой вертикали, восстановленной губернской администрацией. Тарифные соглашения с железнодорожниками, долгосрочные контракты с металлургами, продуманная экспортная политика, формирование необходимого "зимнего запаса" - это отнюдь не плоды "свободного" рынка.
Но, похоже, лозунг кузбассовцев - "Всегда хотеть большего!" У администрации оказался готов план долгосрочного развития отрасли, освоения новых месторождений, включающий стратегию использования крупных инвестиций. На совещании у Михаила Касьянова губернатор Кемеровской области назвал цифру в 300 млн. долларов. Такие средства уже в ближайшие два года готовы вложить в угольную отрасль Кузбасса частные российские инвесторы.
Не успели угольные предприятия вздохнуть свободно, как в прессе тут же развернулась кампания под лозунгом "Зачем поддерживать то, что и так хорошо стоит?" Дескать, частные угольные компании-экспортеры не должны получать ни копейки из бюджета, пусть лучше эти "дойные коровы" поработают на государство. Например, обеспечат местные АО-энерго бесплатным углем, поскольку ни соблюдать объемы и сроки контрактов, ни тем более платежные обязательства по ним РАО "ЕЭС России" так и не собирается.
Но Аман Тулеев на совещании был непреклонен: хватит играть в стихийный рынок! Российская экономика нуждается в "пошаговом" плане развития и твердой линии управления. Например, для процветания угольной отрасли достаточно реализовать не требующие особых затрат меры.
Во-первых, пополнить финансирование отрасли за счет "горной ренты". Иными словами, то, что заработано коллективом за счет повышения производительности, экономических мер, должно принадлежать коллективу. А то, что за счет горно-геологических условий, должно принадлежать государству, и деньги эти должны перечисляться в федеральный бюджет. Чтобы изменить ситуацию, необходимо в ближайшее время составить кадастр угольных месторождений и разработать механизм исчисления горной ренты, исходя из товарной стоимости продукции.
Во-вторых, необходимо списать старые долги угольных компаний.
В-третьих, пересмотреть и упростить механизм выдачи лицензий на недропользование, сократив сроки рассмотрения заявок и их согласование. Сейчас из-за бюрократической волокиты процесс получения лицензии затягивается почти на полгода и превращается в настоящее "хождение по мукам", а реализация уже подготовленных проектов по освоению новых месторождений затягивается или вообще откладывается на неопределенный срок.
В-четвертых, А.Тулеев предлагает рассмотреть вопрос о возможности поставок нашим угольным предприятиям украинского шахтного оборудования в счет долгов за российский газ.
Конечно, большие бюджетные средства нужны на осуществление крупных социальных программ: таких, как восстановление экологии региона, переселение жителей из аварийного и ветхого жилья, повышение пенсий шахтерам (хотя бы до 3 тысяч).
Губернатор надеется, что его предложения должны найти отражение в программе второго этапа реструктуризации и в "Энергетической стратегии России до 2020 года".