В ПОГОНЕ ЗА РИСКОМ

Подопечные Александра Белова после трудового дня спешат не в рестораны, а на аэродром, покупают не машину, а сноубордистское снаряжение, покоряют не женщину, а Останкинскую башню.

Белову - чуть за 30, у него растут два сына, такие же неугомонные и бесстрашные, как отец, который, между прочим, поначалу мечтал быть моряком, а не спортивным инструктором. Но курсанта севастопольской мореходки за драку отправили служить на Северный флот, и на Черноморское побережье он больше не вернулся. За пять лет службы (остался еще и на свехсрочную) освоил все водные виды спорта, приобщился к лыжам, конькам и сноуборду. Благо, зимы в Североморске долгие. А вернувшись в Москву, стал одним из первых тренеров в экстремальных видах спорта. Мы встретились с инструктором Беловым на полигоне, где в числе 30 любителей мотоспорта сдавала экзамен по вождению его ученица.
- Как вам кажется, почему именно сейчас появился такой интерес к экстремальным видам спорта и что они за люди - те, кто их предпочитает?
- Интерес к этим видам спорта был и раньше. Возьмем виндсерфинг. Он появился в России в 70-е годы и был очень популярен. Проводились даже всесоюзные соревнования, когда на старт одновременно выходили 180 человек - по нынешним меркам немало, правда? Только называлось это "состязаниями на парусной доске". Лучшие спортсмены воспитывались в ЦСКА ВМФ, "Воднике", питерском яхт-клубе летного института. Сегодня активные виды спорта выбирают те, кому надо выплеснуть эмоции и снять стресс, кто без адреналина расслабиться не в состоянии. Часто это бизнесмены, руководители предприятий, крупных компаний - словом, люди, которые не могут жить без риска. Пол значения не имеет. Женщины лихачат даже больше мужчин. Так что кто-то отдыхает с книжкой на диване, а кто - за рулем, на серфе или с парашютом за спиной. Сноуборд, виндсерфинг, мотоспорт, прыжки с парашютом помогают обрести душевное равновесие.
- И почем нынче душевный покой?
- Иногда я обучаю совершенно бесплатно, только для того, чтобы человек оценил свои силы и решил: надо ему это или нет. Одно занятие без аренды снаряжения и костюма стоит в среднем около 100 долларов. Чтобы овладеть азами любого активного вида спорта - сноуборда, например, или виндсерфинга, достаточно 5-6 уроков, основные затраты приходятся на приобретение экипировки. Комплект для виндсерфинга, например, стоит как минимум 3 тысячи долларов, а один только гидрокостюм тянет на 5 тысяч. Хорошая парашютная система (с основным куполом, запасным, ранцем, подвесной системой, автоматом для принудительного раскрытия купола) обойдется в такую же сумму.
- Гидрокостюм - еще куда ни шло. Но зачем парашют покупать, его ведь и напрокат взять можно?
- Можно. За 100 рублей в Чехове вам предоставят армейский парашют. Перед этим два часа будут читать лекцию, потом посадят на дребезжащий "кукурузник" и вытолкнут с 800-метровой высоты. Удовольствия мало. А люди ведь прыгают ради нескольких минут полета, когда они находятся в свободном падении, делают в воздухе фигуры, приближаются, отдаляются друг от друга. Это же искусство! Скайдайверы, например, поднимаются на высоту 4000-4500 метров и такое в воздухе выделывают - не хуже цирковых акробатов. Фрифлаисты прыгают в специальном костюме и до последнего момента не открывают парашюта. Бэйсеры предпочитают прыгать с мостов и башен, они уже "покорили" высотку МГУ, на очереди Останкино. Жаль, что с мостами в России хуже. В Сочи есть один 70-метровый, но с него мы уже прыгали. Недавно для своих учеников я нашел в Югославии 150-метровый. Сами понимаете, снаряжение и экипировка для такого "отдыха" должны быть высокого класса. Среди моих учеников есть один из руководителей крупной нефтяной компании, который после совещаний, прямо в кабинете, переодевается в сноубордистский костюм и едет кататься...
- Водобоязнь или страх перед высотой экстремалам неведомы?
- И высоты, бывает, боятся, и воды. А серфингисты иногда даже плавать не умеют. Был у меня один, вставал на доску и катался лучше всех - потому что не умел плавать и очень боялся упасть.