Сериал «Петр Лещенко. Все, что было…» вызвал те же вопросы, что и всегда возникают в случае с биографическими проектами
Первый канал завершил показ сериала «Петр Лещенко. Все, что было...», порадовавший несколькими качественными актерскими работами и вызвавший те же вопросы, что и всегда возникают в случае с биографическими проектами. И главный из них — какую задачу ставили перед собой авторы: рассказать о человеке правду или сочинить красивую сказку о нем?
Творчество Лещенко у нас знают плохо. Так уж исторически сложилось. В 30-е годы, когда певец находился на вершине славы, в СССР его пластинки не выпускались, а привезти их из-за границы позволить себе мало кто мог. Да и зачем рисковать ради низкопробного буржуазного искусства?! Зато сразу после войны песни шансонье зазвучали и в роскошных квартирах «сталинок», и в полуподвальных коммуналках, и в бараках на городских окраинах. И все потому, что воины-победители в увесистых чемоданах, набитых трофейным барахлом, везли не только кофточки с драконами да змеями, но и граммофонные пластинки с записью «Чубчика», «Черных глаз» и «Стаканчиков граненых». В конце 40-х Лещенко стал настолько популярным, что даже появилась подпольная студия, записывавшая песни «под него». Но потом власти, спохватившись, припомнили певцу выступления в оккупированной Одессе, где он «развлекал врага». Трофейные пластинки скоро истерлись, прошла и мода. Опальный исполнитель был забыт на многие годы. И если в 70-е кто-то из стариков говорил, что певец Лещенко жил за границей и оказался в тюрьме, то молодежь удивлялась, когда же это наиправильнейший Лев Валерианович успел влипнуть в такую историю.
Снова вспомнили Петра Лещенко во времена перестройки, «Мелодия» выпустила его пластинку, и в какой-то момент в списке самых популярных дисков-гигантов она оказалась на первом месте, опередив «Алису», «Рейнбоу», «Браво» и «Аквариум». Но так продолжалось недолго, у публики уже были другие кумиры. И сегодня редкий человек сможет напеть хотя бы пару композиций из репертуара русско-румынского шансонье.
Так что массовой аудитории предстояло посмотреть байопик о практически неизвестном ей персонаже. И вот сюрприз: в сериале, посвященном певцу, нет песен в его исполнении. С экрана звучит голос Константина Хабенского, выступившего в главной роли. У актера хорошие вокальные данные, но только поймет ли зритель по его пению, с чего это в свое время все так носились с человеком, которого он играет? Впрочем, этот ход все же лучше, чем в биографическом сериале «Эти глаза напротив», где Валерия Ободзинского играл один человек, а пел за него другой.
Вторая странность проекта — использованный в нем сюжетный прием. Повествование построено следующим образом. Лещенко-Хабенский, допрашиваемый в тюремных застенках, избитый, обессиленный, с затекшим глазом, вспоминает свою жизнь эпизод за эпизодом. На ретро его наталкивает либо новый вопрос следователя, либо очередной жестокий удар кулаком. А герою есть что вспомнить. Пение в церковном хоре, дружба с цыганами, первые сценические успехи, авантюры, война и ранение, а главное — много-много любви. Не жизнь, а сплошное приключение. Но начиная рассказ о ней с трагического финала, авторы становятся как бы спойлерами. Неожиданные повороты в судьбе певца уже не кажутся столь уж захватывающими, поскольку изначально известно, чем дело кончится.
Да и потом, зрителя явно перекормили темой «кровавого режима». Не случайно первая реакция на сериал в интернете была такой: «Что, опять?!» Интересно, кто придумал этот ход? Неужели автор сценария, маститый Эдуард Володарский, который в последние годы своей жизни был склонен к сочинению байопиков? Впрочем, «Григория Р.» про Распутина, «Сына отца народов» про Василия Сталина, «Страсти по Чапаю», написанных драматургом незадолго до смерти, вряд ли можно считать его бесспорной творческой удачей. Это вам не «Мой друг Иван Лапшин», также принадлежащий перу Володарского.
А еще авторы сериала многое переврали в биографии Петра Лещенко. Зачем-то «подарили» ему жестокого отца, который избивал маленького Петю. Хотя сохранились документы, свидетельствующие о том, что он был незаконнорожденным. Перепутали даты. Сделали певца участником белогвардейского движения, хотя ничего подобного за ним не наблюдалось. А главное — постарались показать его патриотом, старающимся при каждом удобном и неудобном случае продемонстрировать свою любовь к России. Это притом что в реальности Лещенко старался максимально дистанцироваться от политики. Даже в армию во времена Первой мировой он пошел вольноопределяющимся потому, что элементарно остался без средств к существованию.
На что рассчитывают авторы биографических сериалов, «приукрашивая» судьбы героев? Видимо, на классические качества своих потенциальных зрителей, сформулированные еще Пушкиным, — «мы ленивы и нелюбопытны». Давно замечено, что выход на ТВ экранизаций литературных произведений провоцирует зрительский интерес к первооснове. Каждая очередная сериальная «Анна Каренина» сопровождается повышенным спросом на роман Толстого в книжных магазинах.
А байопики? Вот посмотрит человек «Петра Лещенко», заинтересуется, кликнет пару раз мышкой. И что увидит? Что ему показали не реальную историю, а сказку? Да нет, не будет он ничего искать. Лень. К тому же сериалы все-таки не ликбез, а развлечение, которое в данном случае получилось вполне пристойным.