А другого выхода для большинства российских футбольных клубов просто нет
На этой неделе случился интересный футбольный разговор на высшем уровне. На заседании президентского Совета по развитию физкультуры и спорта под председательством Владимира Путина в Краснодаре местный губернатор Вениамин Кондратьев предложил осуществить полное импортозамещение в российском футболе — по сути, безоговорочно отказаться от услуг легионеров. Идея суперреволюционная и, похоже, во многом вынужденная.
Цитируем: «У 10 тысяч мальчишек в академии ФК «Краснодар» должна быть перспектива. Юные игроки из Краснодарского края могут быть востребованы российскими клубами и сборной. А у наших мальчишек отбирают возможность вырасти в больших звезд». И, обращаясь к президенту России, губернатор заключил: «Можно при вашей поддержке произвести 100-процентное импортозамещение в российском футболе».
Как сообщили по горячим следам в пресс-центре, Владимиру Путину идея понравилась. Правда, на следующий день начались уточнения. Из Кремля: президент согласился с тем, что проблема есть, но неверно толковать его слова как полное согласие и руководство к действию. И глава РФС, вице-премьер Виталий Мутко высказался в том же успокаивающем тоне. Но тучи развести руками едва ли получится. На горле российского футбола все туже затягивается финансовая удавка — и уже очевидно: в своем нынешнем виде он долго не протянет.
Клубы продолжают затягивать пояса. И если для грандов это выражается в покупке не столь именитых, как раньше, легионеров, то над остальными нависают долги и безнадега. Имущественное расслоение в нашем футболе может привести к коллапсу. Если судить по январскому отчету ФИФА, российская премьер-лига демонстрирует чудеса экономии: за весь 2016-й клубы оставили на трансферном рынке 114 млн долларов — почти в 4 раза меньше, чем годом раньше.
Процесс пошел дальше. «Зенит» выручил за своих лидеров 95,8 млн долларов, сбыв Халка и Витселя в Китай и отправив в «Валенсию» Эсекьеля Гарая. Им на смену пришли менее яркие Эрнани (за 8 млн евро), Жулиано (7 млн), Роберт Мак (3,5 млн). А трансфер Йоана Молло, если верить официальной информации, обошелся всего в 500 тысяч евро. То есть даже самый богатый российский клуб нещадно экономит. Что уж говорить о других.
«Спартак» в погоне за чемпионством вложил в трансферы 25 млн, но деньги тратил с умом. Самый дорогой — бразилец Фернандо из «Сампдории» за 12,5 млн — оправдал авансы, став одним из лидеров красно-белых. ЦСКА выручил 19,5 млн евро за продажу Ахмеда Мусы в «Лестер» и целиком направил их на строительство стадиона, а состав пополнял свободными агентами и арендованными игроками. В итоге у армейцев — ни копейки трансферных расходов и серебро чемпионата (такого в России, пожалуй, еще не было). «Локомотив» взял курс на своих воспитанников, назвав это «ставкой на молодые паровозы». А что, звучит!
Исключение — казанский «Рубин». Руководство Татарстана присутствовало на матче Лиги Европы «Рубин» — «Ливерпуль» полтора года назад, и с тех пор в Казани страстно желают снова увидеть еврограндов. Летом из Испании выписали тренера Хави Грасия, купили игроков за большие деньги. Рубен Рочина и Максим Лестьенн обошлись в 10 млн евро каждый, Жонатас — в 7 млн, Саму Гарсия — в 5 млн, Мориц Бауэр — в 4 млн, Карлос Самбрано — в 3,5 млн. Увы, «казанская сказка» вылилась в пародию. Сезон «Рубин» провел так серо, что теперь бригаду «гастарбайтеров» могут и распустить.
Отдельный разговор — зарплаты футболистов. В докризисные годы в тройке «самых-самых» были Халк (7 млн евро в год), Кевин Кураньи (5,7 млн) и Александр Кокорин (5 млн). Сейчас чемпионы по части жалованья — Хави Гарсия из Питера и Ведран Чорлука из «Локо» — по 4,5 млн. У зенитовца Бранислава Ивановича — 4,1 млн. Следом идут казанцы Алекс Сонг и Янн Мвила и «железнодорожник» Игорь Денисов (по 4 млн). Чуть меньше получают Мануэл Фернандеш («Локомотив») со спартаковцем Куинси Промесом (по 3,8 млн), Артем Дзюба (опять же из «Зенита» — 3,6 млн) и Луис Адриано («Спартак», 3,5 млн евро). И тут-то выясняется: не в деньгах счастье. Многоопытный Иванович никак не впишется в игру «Зенита», Сонг и Мвила проваливают матч за матчем. Разве что Промес и Фернандеш отрабатывают большую зарплату на совесть.
Впрочем, это все про топ-клубы. Провинциалы живут в другом измерении. Там не до жиру, там в бой бросают или отыгравших свое ветеранов, или совсем зеленую молодежь.
Сопоставим бюджеты на сезон-2016/2017. У «Зенита» он доходит до 10 млрд рублей, у «Спартака» и «Рубина» — 7 млрд, у ЦСКА и «Локо» колеблется в пределах 4,8-5,5 млрд. У сотворившего сенсацию «Ростова» — 1,5 млрд, самарских «Крыльев» — 1,4 млрд, «Анжи», «Уфы» и «Урала» — по 1 млрд. Самые бедные клубы премьер-лиги — «Оренбург» и тульский «Арсенал» (по 900 млн), «Амкар» и «Томь» (по 860 млн). «Экономят все, вне зависимости от статуса», — констатировал глава лиги Сергей Прядкин.
Затягивание поясов продолжается. «Крыльям» в следующем сезоне готовы выделить только 1 млрд рублей. «Многие игроки добровольно пошли на понижение заработной платы», — отмечал самарский губернатор Николай Меркушкин. Бюджет «Анжи», у руля которого расточительного Сулеймана Керимова сменил бережливый Осман Кадиев, ожидает очередное сокращение — на 40%. Даже «Тереку» живется неспокойно...
Все бы ничего, но такая повальная экономия в конечном счете отражается на зрелищности. Все эти «Арсеналы» и «Амкары» играют в неотличимо малозрелищный оборонительный футбол. «Мне кажется, за последние 7-8 лет это самый слабый чемпионат», — резюмирует нынче экс-тренер «Спартака» Валерий Карпин. Бич клубов-бедняков — старые долги. «Ростов», став в прошлом году вице-чемпионом и заработав в еврокубках почти 20 млн евро, весь сезон гасил хвосты по зарплатам. У «Томи» они достигли критической отметки в 460 млн, и клубу пришлось вывести на поле необстрелянную молодежь.
А уж о том, что творится в лигах пониже, без слез не скажешь. В ФНЛ в долгах половина клубов. На базе владивостокского «Луча» футболистов оставляли без обеда. То здесь, то там писались наверх отчаянные письма. Но Москва и в лучшие-то времена слезам не верит... Тут к месту напомнить, что с 1998-го в стране число профессиональных клубов сократилось со 157 до 94.
Что со всем этим делать? Ясно, что денег в обозримом будущем в стране точно не прибавится. И вот «Зенит» предлагает уже создать отдельную лигу для богатых клубов. А РФС намечает реформу низших дивизионов, предполагая заполнять их любительскими и молодежными командами. Предложения, как и о 100-процентном импортозамещении игроков, не от хорошей жизни...
Пока все реформы отложены в связи с подготовкой к ЧМ-2018. Но велика вероятность, что после мундиаля нас ждет повальное закрытие убыточных команд. В руководстве Ростовской и Калининградской областей уже заявляли о готовности уступить акции местных клубов за символическую сумму. Но... «У нас разве Татарстан и Башкортостан способны привлекать серьезное небюджетное финансирование, — говорит Сергей Прядкин. — В остальных случаях, если региональные власти прекратят финансирование, клубы могут потерять профессиональный статус».
P.S. Вот только кто при таком развитии событий станет играть на новеньких и дорогущих российских стадионах, которые кровью и потом строятся к ЧМ-2018? Любители, дети? Но это совсем уж революционная идея — почище 100-процентного импортозамещения футболистов.